Владельцам самокатов назначили штрафы
В Минтрансе рассказали, как будут наказывать нарушителей при использовании средств индивидуальной мобильности
Разработанные ведомством поправки в Правила дорожного движения предполагают ряд ограничений для владельцев средств индивидуальной мобильности (СИМ) — электросамокатов, гироскутеров, моноколёс и даже роликовых коньков. Как сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Минтранса, планируется, что максимальное наказание за опасное катание на самокате составит полторы тысячи рублей. Однако законодатели считают такую санкцию слишком мягкой.
Были пешеходами, а стали…
Легализация самокатов и моноколёс на российских дорогах и тротуарах в числе других нововведений попала в масштабный проект поправок к Правилам дорожного движения от Минтранса. Как рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе ведомства, документ сейчас находится на рассмотрении рабочей группы по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере автомобильного транспорта. Также проект постановления направлен на правовую и антикоррупционную экспертизу в Минюст России.
Согласно документу, предполагается выделить средства индивидуальной мобильности в отдельную категорию участников движения. При этом дети младше семи лет смогут использовать СИМ только в сопровождении взрослых — на тротуарах и пешеходных дорожках. Подросткам до 14 лет разрешат кататься в этих местах без сопровождения, а тем, кто старше, — при отсутствии велодорожек и тротуаров разрешат выезжать на обочину при условии, что мобильное средство обладает тормозами, фонарём и светоотражателями. Кроме того, при совместном движении с пешеходами запрещено разгоняться быстрее 20 километров в час. Особо подчёркивается, что кататься на роликах и электросамокатах нетрезвым будет запрещено.
Как пояснили в Минтрансе, в случае принятия проекта постановления к нарушителю на самокате может быть применена административная ответственность согласно статьям КоАП 12.29 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения» и 12.30 «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлёкшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение лёгкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего». Таким образом, максимальное наказание за опасные «покатушки» на гироскутере составит от 500-800 рублей до полутора тысяч рублей.
По сути, Минтранс сохранил для самокатчиков статус-кво. Их хоть и выделили в отдельную категорию участников движения, убрав из ранга пешеходов, но ответственность не изменилась. А именно ничтожные штрафные санкции из-за неопределённого статуса владельцев самокатов и стали причиной поправок в ПДД.
Нужна отдельная статья в КоАП
С таким подходом не согласен зампредседателя думского Комитета по транспорту Владимир Афонский.
«Если предполагается, что штрафовать их будут по статье для пешеходов, то и ограничение скоростного режима на тротуаре должно быть равным средней скорости пешехода: в пределах пяти — семи километров в час, — рассказал депутат «Парламентской газете». — Тогда сумма штрафа 500-800 рублей будет адекватной. На скорости же 20 километров в час тяжёлый самокат при столкновении может нанести пешеходу серьёзные травмы, поэтому наказывать надо строже».
По мнению парламентария, за основу следует взять принцип, который применяется для наказания превысивших скорость автомобилистов: чем выше скорость, тем выше штраф.
Депутат Госдумы, член Центрального штаба ОНФ Александр Васильев убеждён, что в КоАП должна быть отдельная статья для средств индивидуальной мобильности.
«Должно быть разделение ответственности между пешеходами и владельцами моноколёс и электросамокатов, — подчеркнул он. — При этом штрафы для собственников СИМ ввиду их опасности для жизни и здоровья пешеходов должны быть более ощутимыми — до пяти тысяч рублей. А если кому-то придёт в голову покататься пьяным на скоростных «электрогаджетах», то следует предусмотреть в законе их конфискацию».
Кто будет ловить
Но вот вопрос: кто и как будет контролировать новых участников дорожного движения? Это самая критикуемая экспертами новелла в проекте Минтранса, учитывая, что инспекторов ГИБДД на улицах всё меньше.
В ведомстве полагают, что МВД как-то решит эту проблему. «Минтрансом и МВД подписан протокол совещания по урегулированию разногласий. Замечаний в части невозможности осуществления контроля скорости (СИМ. — Прим. ред.) от МВД России не получено», — следует из ответа Министерства транспорта.
Минтрансом и МВД подписан протокол совещания по урегулированию разногласий
Как рассказал «Парламентской газете» первый зампредседателя Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков, заниматься нарушителями скоростного режима на самокатах и сегвеях будет некому. По его словам, бывает так, что полиция практически не обращает внимания на нарушения, которые совершают пешеходы, перебегая в неположенном месте, на велосипедистов, даже на водителей скутеров.- Это мертворождённая норма, которая просто не будет работать, — считает Вячеслав Лысаков. — При этом регулировать эту отрасль, безусловно, надо, но подход должен быть другой».
По его словам, ограничения следует предусмотреть для самой техники, чтобы она не могла разгоняться выше разрешённой скорости. Сделать это должны Минпромторг и Роспотребнадзор через сертификацию СИМ на стадии производства у нас и в момент ввоза из-за рубежа.