Вернут деньги, проследят за качеством: к чему обяжут маркетплейсы
Пункты выдачи интернет-заказов предложили считать магазинами
Маркетплейс — это торговая сеть, а каждый пункт выдачи — сетевой магазин. Площадка должна на понятных условиях взаимодействовать с продавцами, а покупателям возвращать деньги за некачественный товар. Такие требования к работе маркетплейсов предложил установить Минпромторг, который разработал соответствующий законопроект. Документу, с которым ознакомилась «Парламентская газета», эксперты предрекли непростой путь: ряд положений вызовет сопротивление у заинтересованных ведомств. А сами маркетплейсы в это время продолжат наращивать обороты и зарабатывать триллионы.
Уважать продавца и покупателя
Авторы законопроекта, представленного членам общественного совета при Роспотребнадзоре и консультативного совета по защите прав потребителей, дали определение маркетплейсу, или цифровой площадке розничной торговли и предоставления услуг. Это программа для ЭВМ или интернет-сайт, предназначенные для организации торговой деятельности, а также обеспечения возможности хранения, упаковки, доставки, выдачи товара покупателю и оказания иных услуг. Пункт выдачи заказа (ПВЗ) определен как торговый объект, место, где обслуживают покупателей и совершают с ними расчеты. Таким образом, как следует из поправок к закону о торговой деятельности, маркетплейсы предложили приравнять к торговым сетям, а ПВЗ считать их магазинами.
Несколько пунктов законопроекта посвящены взаимоотношениям владельцев маркетплейсов с продавцами и ПВЗ. Договоры между ними должны быть прозрачными, а условия обновляться не чаще одного раза в три месяца. Разрешили штрафы, указав на их соразмерность нарушению. Напомним, именно непомерные и необоснованные штрафы стали причиной конфликта и забастовки владельцев ПВЗ одного из маркетплейсов в марте 2023 года.
Интернет-магазину не позволят играть с ценами и промо-акциями без согласия продавцов: все скидки от имени площадки должны быть одобрены. Что касается взаимодействия с покупателями, то «владелец агрегатора обязан принять меры, исключающие возможность продажи товаров, не соответствующих обязательным требованиям», а потребитель «вправе возвратить товар ненадлежащего качества владельцу агрегатора и потребовать возврата уплаченной за него суммы».
Торговая или цифровая?
Разработанный законопроект относит маркетплейсы к объектам торговли, что не совсем точно, сказал «Парламентской газете» председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ: «Можно провести аналогию с обычным торговым центром — человек делает покупку в конкретном магазине, а не у торгового центра, соответственно, магазин, а не ТЦ несет ответственность за товар».
Спор о сущности маркетплейсов — являются они торговыми сетями или цифровыми площадками — эксперты ведут давно. От этого зависит будущее регулирование. Депутаты думской фракции «Справедливая Россия — За правду» в 2023 году внесли законопроект, в котором предписали интернет-магазину отвечать буквально за все: и за взаимодействие с контрагентами, и за наличие только качественных товаров без контрафакта, и за добрые отношения с продавцами и ПВЗ. Внесенный весной этого года сенатором Андреем Кутеповым и депутатом Госдумы Владимиром Гутеневым законопроект предполагает более строгий контроль за маркетплейсами со стороны Федеральной антимонопольной службы. При этом авторы предложили рассматривать интернет-магазины именно как торговые объекты, в этом документ близок проекту Минпромторга.
«Конечно, это торговая площадка, как бы они ни пытались дистанцироваться, говоря, что являются лишь одной из сторон сделки, — объяснил «Парламентской газете» Гутенев. — Они фактически диктуют ценовую политику и должны нести ответственность перед покупателями».
Триллионы онлайн
Ни один из законопроектов депутаты пока не рассматривали, а разработанный Минпромторгом документ еще не внесли в Госдуму. Но уже сейчас понятно — спор будет серьезный. Минэкономразвития реализует стратегию цифрового развития, где есть определение цифровых платформ, а Федеральная антимонопольная служба не считает маркетплейс видом торговли, объяснил Петр Шелищ. Поэтому законопроект вряд ли быстро получит согласование от этих ведомств, предположил он.
Маркетплейсы между тем в отсутствие четкого регулирования только наращивают прибыль. В 2023 году оборот интернет-магазинов достиг 6,4 триллиона рублей, а в первом квартале 2024 года, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, вырос на 39 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Почти 97 процентов всех покупок приходится на компании из России, оставшиеся 3 процента — на трансграничный рынок.
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж также заметно увеличилась: по итогам 2023 года она составляла 13,5 процента, после первого квартала 2024 года — 14,9 процента. Эксперты заговорили о защите традиционных магазинов. «Издержки маркетплейсов значительно ниже, чем у традиционного ретейла, в том числе потому, что офлайн-магазины не могут брать на работу самозанятых», — отметил Владимир Гутенев. К слову, в законопроекте Мипромторга есть пункт о запрете маркетплейсам нанимать самозанятых, что может помочь выравнять конкуренцию. Правда, куда при этом самозанятые будут девать свою продукцию — непонятно, потому что в основном они ее продают как раз через электронные площадки, это намного быстрее, проще, а главное — дешевле, чем через обычные магазины.
Маркетплейсы должны обеспечить эффективную связь между покупателем и продавцом, а не принимать на себя всю ответственность, считает Петр Шелищ. Если взаимодействие получится наладить, проблем с покупками и возвратами станет меньше, заключил эксперт.
Читайте также:
Ещё материалы: Владимир Гутенёв, Андрей Кутепов