Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Велокурьеров хотят выгнать с тротуаров

Общественная палата предложила считать мопедами все электровелосипеды

01.07.2024 14:54

Автор: Мария Соколова

Велокурьеров хотят выгнать с тротуаров
  © Тимур Ханов/ПГ

В России становится все больше велокурьеров, и в основном они передвигаются по тротуарам на электротранспорте, создавая угрозу для пешеходов. По проезжей части сейчас обязаны ездить только мопеды с двигателем мощностью больше 250 ватт. В Общественной палате предложили отменить это ограничение, чтобы убрать курьеров с тротуаров. Как еще можно защитить пешеходов, разбиралась «Парламентская газета».

Тротуары стали небезопасными

В Москве в начале июня велокурьер на пешеходном переходе сбил пожилую женщину и семилетнего ребенка. А когда пострадавшая достала телефон, чтобы снять нарушителя, он развернулся и наехал на них еще раз, а затем покинул место происшествия. В конце июня такой же случай произошел в Санкт-Петербурге, пострадала 68-летняя женщина. В августе прошлого года 32-летняя москвичка погибла после столкновения с электровелосипедом, на котором ехал курьер.

Таких случаев становится все больше, и очевидно, что тротуары стали для пешеходов небезопасными. По словам зампреда Комитета Госдумы по экономической политике Станислава Наумова, доставщики еды, которые перемещаются на самокатах и электровелосипедах, сегодня являются источником риска. «Понятно, что нельзя запрещать доставку еды и других товаров. Но, безусловно, продавцам, которые пользуются услугами курьеров, следует серьезно обсудить ситуацию, — сказал депутат на круглом столе в Госдуме 1 июля. — Нужно воспитать поколение цивилизованных курьеров и свести на ноль любые угрозы безопасности на тротуарах».

Фары, номера и корзины для товара

В столице больше ста тысяч курьеров, которые доставляют около полумиллиона «посылок» в день. Чтобы урегулировать их работу, в апреле в Москве специальным приказом утвердили единый стандарт для служб доставки. Новые правила планируют внедрять поэтапно.

Законы, вступающие в силу в июле

Руководитель правового направления развития новых видов мобильности департамента транспорта правительства Москвы Алена Досаева сообщила, что с 15 мая ввели требования к технике. Велосипеды должны быть исправны, в любое время суток надо включать фары, обязательно наличие корзины для товара. К октябрю 2024 года все сервисы обязаны оснастить велосипеды и сумки номерными знаками — это позволит дорожным камерам распознавать курьеров. С мая 2025 года все курьерские службы должны будут передавать треки своих поездок, а для электровелосипедов введут ограничения скорости до 25 километров в час. Алена Досаева считает, что подобные правила нужно ввести и на федеральном уровне.

«У доставщиков должны быть бейджи с именами и номера, чтобы мы могли понимать, кто заходит в дом, сверить в приложении», — сказала Досаева. Представители курьерских служб, присутствовавшие на круглом столе, выступили против этого.

Глава Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) согласен, что на федеральном уровне нужно ввести правила работы курьеров. Он также предложил обязать доставщиков оформлять страховку гражданской ответственности, чтобы в случае наезда на пешеходов или аварии с транспортным средством ущерб потерпевшим оплатила страховая компания. Сейчас депутат разрабатывает такой законопроект.

Придется получать права

В Правилах дорожного движения указано, что велосипедисты должны в первую очередь пользоваться велосипедными дорожками или ездить по правому краю проезжей части. Когда нет специальных дорожек или возможности ехать по автодороге, допустимо движение по тротуару. Водителям мопедов категорически запрещено выезжать на тротуар.

Если велосипед оборудован двигателем мощностью больше 250 ватт, он считается мопедом, отметил зампред комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК, вице-председатель межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. Он лично проверил многих доставщиков и убедился, что большинство ездят с двигателями мощнее 250 ватт.

«Меня удивляет, почему ГАИ бездействует в данном вопросе, — сказал эксперт. — Общественная палата еще три года назад поддержала инициативу — вообще убрать градацию в 250 ватт. Я считаю, что, как только человек ставит двигатель на велосипед, это транспортное средство тут же становится мопедом». Если убрать градацию, не будет проблем с правоприменением — инспектор ГАИ сразу же заметит нарушения.

Также Александр Холодов уверен, что всем курьерам на электровелосипедах следует получить российские водительские удостоверения. Кстати, такой законопроект уже разрабатывает группа депутатов и сенаторов. По словам соавтора инициативы, члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артема Шейкина, в последнее время работники служб доставки все чаще приобретают электровелосипеды с мощным электродвигателем или модифицируют их, спиливая педали. «Это свидетельствует о том, что транспортные средства фактически можно отнести к мопедам, — сказал сенатор. — Для их управления в этом случае требуется водительское удостоверение категории М, шлем, а также оснащение фарами, стоп-сигналами и поворотниками».

Максимальную скорость хотят ограничить

Депутаты ЛДПР предложили усилить ответственность для водителей электровелосипедов, нарушающих ПДД. Как сообщили в пресс-службе фракции, по итогам круглого стола разработают несколько законопроектов. Например, парламентарии предложили ввести штраф от 30 тысяч рублей за оставление места ДТП с участием электровелосипедов или электросамокатов, если в результате ДТП был причинен вред здоровью гражданину или его имуществу.

«Сейчас ответственность за причинение вреда здоровью человека в результате аварии распространяется на водителей транспортных средств, тогда как для водителей электросамокатов и электровелосипедов такой ответственности нет, — сказал лидер ЛДПР Леонид Слуцкий. — Получается, у таких лихачей нет необходимости оказывать первую помощь человеку или даже оставаться на месте происшествия». Введение штрафов за оставление места ДТП исключит такие ситуации.

Также ЛДПР собирается разработать законопроект о запрете движения курьеров на электровелосипедах по тротуарам, о штрафе в 50 тысяч рублей за управление электровелосипедом или самокатом в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Максимальную скорость движения на таких устройствах на пешеходных улицах хотят ограничить 15 километрами в час, в жилых зонах — 10 километрами в час, а вблизи детских площадок и у подъездов домов заставить курьеров спешиваться. За нарушение этих правил хотят штрафовать на сумму до 10 тысяч рублей.

Читайте также:

• Доставка с риском: как бороться с опасной ездой курьеров