Вадим Красносельский: мы видим фактический срыв переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем
Президент Приднестровья в эксклюзивном интервью рассказал «Парламентской газете» о том, как шаток мир в регионе
Начавшееся сближение левого и правого берегов Днестра опять застопорилось. Почему это происходит и чем Россия, как страна-гарант переговорного процесса между Молдавией и Приднестровьем может помочь решить затянувшийся конфликт? На эти и другие вопросы в интервью «Парламентской газете» ответил президент Приднестровской Молдавской Республики Вадим Красносельский.
- Вадим Николаевич, есть ли на ваш взгляд возможность прорыва в переговорах по урегулированию приднестровского вопроса в ближайшей перспективе?
- Наши встречи с президентом Игорем Николаевичем Додоном 4 января и 30 марта 2017 года имели одну суть и смысл — движение вперед. Мы договорились о так называемом пакетном решении тех вопросов, которые волнуют жителей и правого, и левого берегов Днестра. Кроме того, 2 и 3 июня 2016 года в Берлине состоялось заседание «Постоянного совещания по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», где был принят ряд решений, касающихся наших насущных проблем, — признанию дипломов, приднестровских автомобильных номеров, прекращения уголовных дел и ряд других. После нашей встречи с президентом Молдовы 4 января 2017 года мной были подготовлены ряд решений, ряд шагов навстречу.
Прежде всего это Указ президента Приднестровья об упрощении миграционной политики. Теперь любой гражданин Молдовы может спокойно приехать в Приднестровье, зарегистрироваться, получить вид на жительство. Раньше эта процедура была более болезненна. Но это очень востребовано — есть родственные связи, есть интерес к работе в Приднестровье. Мы очень сильно упростили процесс, и я знаю отзывы молдавских граждан: этот шаг был воспринят позитивно, положительно.
С приднестровской стороны делом подтверждено желание решать обговоренные проблемы: прекращено 10 уголовных дел в отношении молдавских официальных лиц, стабилизирована ситуация вокруг школ с румынским языком обучения, выражена готовность вернуться к механизму землепользования 2006 года в Дубоссарском районе. В чём суть. У нас есть земли в этом районе, которые формально находятся под юрисдикцией Республики Молдова. Это порядка 7000 гектаров. Мы допускаем теперь всех молдавских землепользователей к обработке этой земли, позволяем вывозить весь собранный урожай с территории Приднестровья на левый берег.
Пока мы слышим только красивые слова, а дела нет.
Чтобы не возникало никаких шероховатостей, мы функционально связали двух глав администраций — приднестровского и молдавского, чтобы они на своём уровне решали возникающие вопросы. Но до сих пор молдавская сторона пытается политизировать этот вопрос. Я же неоднократно заявлял: назовите мне имя конкретного фермера, которому мешают работать, я приму меры в отношении этих лиц. Я написал письмо Игорю Николаевичу Додону с просьбой предоставить списки фермеров, но они до сих пор так и не были предоставлены.Кроме того, решён вопрос с налогами тех, кто ведёт бизнес на территории Приднестровья, но является резидентом Республики Молдова. Раньше данные физические и юридические лица платили налоги по законодательству Молдовы, то есть гораздо больше. Сейчас они платят по законодательству Приднестровья, а это в разы меньше. Кстати, в эту же категорию попали те же школы, с обучением на румынском языке.
Поэтому с нашей стороны движение вперед есть. Мы сделали пять конкретных прозрачных шагов. С молдавской стороны все то же — проблемы не решаются, урегулирование не «размораживается». Пока мы слышим только красивые слова, а дела нет. Приднестровцы — граждане Молдовы спрашивают: «Вот мы голосовали на выборах за Игоря Николаевича Додона, но где же улучшения? Где обещанное сближение?» Что мне им отвечать?
- Видите ли вы возможность возобновления переговоров в формате «5+2» (Кишинев, Тирасполь — как участники, ОБСЕ, Россия и Украина — посредники, США и ЕС — наблюдатели)?
- Приднестровье традиционно является сторонником продолжения переговорного процесса. Как в формате «5+2», «1+1», так и в любом ином. Без диалога нельзя. Но что мы видим на сегодняшний день? Это практически заморозка переговорного процесса в формате «5+2»!
30 марта в ходе встречи с Игорем Николаевичем Додоном я предложил ему написать совместное письмо к господину Себастьяну Курцу — действующему председателю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и министру иностранных дел и интеграции Австрии. Уверяю вас, если бы господин Курц получил такое письмо с намерениями двух президентов провести переговоры в формате «5+2», наверняка переговорный процесс мог бы сдвинуться. Однако этого не случилось — молдавская сторона так и не дала ответ.
У меня складывается впечатление, что кто-то хочет поиграть в странную игру — «давай попробуем свернуть формат «5+2». И посмотрим, что получится. А это, на секундочку, исключение из переговорного процесса и Приднестровья, и России! А в это время принять какое-то решение за спиной Тирасполя, к примеру, как Молдовой и Украиной было принято решение ввести совместные таможенные посты вдоль границы ПМР. Убеждён, что те, кто затеял такую игру, однозначно проиграют. Срыв переговорного процесса означает проигрыш. Поэтому мы традиционно за созыв формата «5+2» и продолжение диалога.
Некоторые решения официального Кишинёва вызывают прямые опасения.
Более того, я предлагаю и гарантам, и посредникам этого формата переговоров осуществить ревизию всех существующих договоренностей. За время молдово-приднестровского конфликта, за прошедшие 25 лет, было подписано более 200 документов! И ни один документ в полном объёме не работает. К примеру, не работает подписанное ещё президентами Смирновым и Ворониным соглашение о признании приднестровских автомобильных знаков. Разве трудно было его реализовать?Некоторые решения официального Кишинёва вызывают прямые опасения. Например, майское решение Конституционного суда Молдовы о том, что российские миротворцы признаются оккупационными. И это очень опасное заявление, ведь решать данную проблему предлагается в том числе и военным путём. Следующее решение — это высылка пяти российских дипломатов в конце мая. Четверо из них — военные атташе. Они представляли Россию в Объединенной контрольной комиссии, контролирующей Зону безопасности на Днестре. Напомню, ОКК создана в соответствии с молдово-российским соглашением от 21 июля 1992 года. Комиссия контролирует ситуацию в Зоне безопасности на Днестре, координирует деятельность миротворческих сил, рассматривает другие оперативные вопросы, чтобы сохранить стабильность в регионе. Сейчас её работа нарушена.
Это, на наш взгляд, всё очень опасно. Игра направлена на вытеснение России и Приднестровья из переговорного процесса. Это недопустимо, и мы, конечно, этого не допустим.
- Буквально недавно вы побывали в Лондоне с делегацией приднестровских политиков. Был ли это официальный визит, каковы были его цели и почему к этой поездке столь нервно отнеслись на левом берегу Днестра?
- Мы только что говорили о переговорном формате, о переговорном процессе. Я очень рад, что не только Российская Федерация, а и иные страны, в том числе участники формата «5+2», хотят нас слышать. С нами можно не соглашаться, подчеркну, но то, что нас слышат, — крайне важно. Весной нынешнего года мы получили приглашение от руководства дискуссионного клуба «Оксфордский союз» посетить Оксфорд и выступить перед студентами и преподавателями с лекцией об историко-правовых основах государственности Приднестровья. Это видная площадка, на которой выступали многие мировые лидеры. Нам была предоставлена такая честь выступить с позицией, доказывающей исторические причины независимости нашего государства.
Долгие годы про нас рассказывали какие-то ужасы и страшилки, пытались не давать говорить.
Другая встреча была в МИД Великобритании. Именно об этой встрече развернулась полемика: частной она была или нет? Мы встречались с заместителем главы департамента по делам Восточной Европы и Центральной Азии МИД Великобритании Николой Поллитт. И не где-то в кафе, а повторюсь, в МИД Великобритании. Так что совершенно не важно, частной была эта поездка или нет: для нас важно довести позицию приднестровцев. Также состоялась встреча с послом России в Великобритании Александром Яковенко — блестящим дипломатом, который оказал нам всяческую помощь.Почему это всё так раздражает наших молдавских коллег? Наверное, раздражает то, что нас слышат. Ведь долгие годы про нас рассказывали какие-то ужасы и страшилки, пытались не давать говорить. И теперь, когда нас приглашают выступить на таких высоких и значимых площадках, кого-то это может раздражать.
- И вы лично, делегации приднестровского правительства, Верховного Совета ПМР регулярно выступаете на различных площадках в Москве, в том числе на Международной конференции «Русский мир: настоящее и будущее», приуроченной к юбилею фонда «Русский мир», созданного в 2007 году по инициативе Владимира Путина. Нередко приднестровцев можно увидеть в Государственной Думе и Совете Федерации. Насколько крепки эти связи и в чём они помогают Приднестровью?
Эффективно происходит и взаимодействие с палатами российского парламента. Напомню, что в 2016 году в Приднестровье впервые российские граждане избрали 7 депутатов-одномандатников. Для 220 тысяч россиян, проживающих в республике, полноценное представительство в Государственной Думе многие называют судьбоносным. С их участием в Госдуме сейчас создана рабочая группа, которая отрабатывает различные проблемные вопросы, связанные с положением дел граждан России в Приднестровье.
Прошу заметить, я, как президент Приднестровья, представляю 220 тысяч граждан России, проживающих в регионе, не говоря о ещё большем количестве соотечественников, которые считают себя представителями Русского мира. Когда состоялись выборы в Госдуму, на территории Молдовы проголосовало около двух тысяч граждан России, на территории Приднестровья — более 50 тысяч. Поэтому нас слышат и в Государственной Думе, и в Совете Федерации. Помимо контактов президента Приднестровья, это и контакты председателя Правительства, и контакты председателя Верховного Совета. Это хороший диалог.