Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В Совфеде разработают закон о наказании должностных лиц за пытки

Андрей Клишас рассказал «Парламентской газете» о резонансных инициативах

19.03.2021 00:00

Автор: Дмитрий Олишевский

В Совфеде разработают закон о наказании должностных лиц за пытки

 Фото:  Пресс-служба Совета Федерации 

Проект поправок в Уголовный кодекс об ответственности должностных лиц за пытки, освобождение чиновников от наказания за нарушение антикоррупционных запретов и требований, блокировка и штрафы в отношении IT-гигантов — о значении этих и других законотворческих новшествах  нашему изданию рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

- Андрей Александрович, 16 марта на заседании Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству утвердили создание рабочей группы, члены которой подготовят проект поправок в Уголовный кодекс, устанавливающих ответственность должностных лиц за пытки. Чем вызвана необходимость изменений в УК ?

- Необходимость создания такой рабочей группы зафиксирована в рекомендациях «круглого стола» о реализации принципа презумпции невиновности, который прошёл в палате регионов 24 февраля. В её состав вошли сенаторы Екатерина Алтабаева, Александр Башкин, Елена Мизулина, Людмила Нарусова, Дина Оюн и Маргарита Павлова.

Сенаторы разработают поправки о наказании должностных лиц за пытки

Эта инициатива сенатора Нарусовой — Людмила Борисовна этой темой занимается давно и очень внимательно. Недавно в Совете Федерации был проведён «круглый стол», где происходил разбор многих ситуаций, связанных с этой проблематикой. Выступали представители общественных организаций, институтов гражданского общества. Позиция была единой: пытки совершенно недопустимы. В обществе эта тема вызывает резонанс, и мы знаем несколько   подобных негативных примеров за последние годы. Кстати, лица, которые были в этом виновны, привлекались к ответственности по действующим статьям УК.  Но если представители юридического сообщества считают, что могут быть введены дополнительные  нормы, усиливающие ответственность за такие преступления, то это требует специального обсуждения в рамках созданной рабочей группы.

- Госдума 10 марта в первом чтении приняла правительственный законопроект, устанавливающий, что чиновники освобождаются от ответственности за нарушение антикоррупционных требований, если это нарушение совершено в результате независящих от них обстоятельств. В чём, на ваш взгляд, актуальность этой инициативы и с чем связан достаточно широкий по этому поводу общественный резонанс?

- По всей видимости, широкий общественный резонанс связан с тем, что гражданам неправильно рассказывают, о чём этот закон. Некоторые СМИ говорят о том, что чиновников вроде как освобождают от ответственности за коррупционное преступление, что совершенно не так, если посмотреть в текст законопроекта. Все коррупционные ограничения, которые введены для государственных служащих, обрастают ещё определённым набором процедур. Это связано со сроками, с перечнем документов, которые необходимо предоставлять и так далее. И, конечно же, объективно существуют обстоятельства, которые могут препятствовать чиновникам выполнить все эти требования.

Все коррупционные ограничения, которые введены для государственных служащих, обрастают ещё определённым набором процедур

Этот закон направлен исключительно на то, чтобы такого рода обстоятельства непреодолимой силы чисто формально не становились основанием для того, чтобы людей привлекать к ответственности по соответствующим коррупционным статьям. Вот, собственно говоря, и всё. Ответственность остаётся. Более того, вы можете посмотреть на те изменения в законодательстве,  которые   в последнее время принимала Государственная Дума и Совет Федерации поддерживал. Все они направлены  на ужесточение антикоррупционных норм. 

- Большой общественный резонанс вызвало 10 марта замедление скорости работы Твиттера Роскомнадзором. По вашему мнению, могут ли последовать подобные меры в отношении других IT- гигантов в случае нарушения ими российского законодательства?

- Конечно, могут. У нас не только Твиттер, любые социальные сети, любые Интернет-ресурсы должны действовать в соответствии с российским законодательством. Если какие-то социальные сети, например, не выполняют требования закона, то к ним необходимо применять определённые меры воздействия, которые предусмотрены законом, в частности такие, как замедление трафика. В данном случае, Роскомнадзор действовал исключительно правильно.

- Ранее Комитет, который вы возглавляете, выразил готовность направить в Государственную Думу обращение с просьбой рассмотреть в приоритетном порядке законопроект об отмене клеток в судах. Проблема назревала давно и вроде законопроект все поддерживают, почему затянулось рассмотрение документа?

- Абсолютно недопустимо, когда людей содержат в клетках в залах судебных заседаний. На этот счёт в Совете Федерации есть абсолютно точное понимание. Вы знаете, что Председатель  палаты регионов  Валентина Ивановна Матвиенко была первой, кто обратил на это внимание, дала поручение комитету, председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, выступая в Совете Федерации, также высказывал точку зрения, что это недопустимо. Мы знаем, что многие правозащитники обращают на это внимание. Мне кажется, что в обществе есть консенсус по этому вопросу.

В Совфеде могут создать рабочую группу по подготовке проекта о борьбе с пытками

Конечно, существуют сложности объективно связанные с тем, что необходимо переоборудовать залы судебных заседаний, необходимо их переоснастить должным образом, потому что здесь совершенно справедливо наши коллеги правоохранительной сферы высказывают аргумент, что необходимо обеспечить безопасность всех участников судебного заседания, и мы полностью с этим согласны. Понимая, что принятие этого закона может повлечь за собой расходы федерального бюджета, мы предусмотрели определённый переходный период. Я очень надеюсь, что действующий состав Государственной Думы в ходе весенней сессии сможет принять данный закон.

- Законопроект о поиске пропавших людей по данным геолокации мобильных телефонов был внесён в Госдуму в декабре 2018 года группой парламентариев во главе со спикером палаты Валентиной Матвиенко. 9 марта 2021 года его направили на заключение в Кабмин и Государственное правовое управление Администрации Президента. Как вы оцениваете перспективы принятия этого документа?

- Актуальность этого законопроекта очень велика, ведь он в первую очередь направлен на то, чтобы спасать жизни людей. Там нет никакого иного подтекста или содержания. Представители поисковых отрядов, которые также  принимали участие в обсуждении этого документа, подтверждают, что поиск людей по геолокации — это чрезвычайно эффективно, и может спасти жизни очень многих наших сограждан. Так что тема эта  актуальна и  законопроект требует принятия в ближайшее время. На это, кстати, обратил внимание Президент России Владимир Путин. Я надеюсь, это будет способствовать тому, что Государственная Дума всё-таки включит законопроект в ближайший план законотворческой работы.

- Совфед 17 марта одобрил отмену возрастных ограничений для некоторых категорий госслужащих. В чём необходимость снятия такого ограничения?

- Это мировой тренд. Вспомните, мы ведь и у нас уже принимали соответствующие законы. К примеру, у председателей Верховных судов нет возрастных ограничений. Это связано с тем, что есть ряд должностей, которые требуют не только очень хорошей профессиональной подготовки, теоретических и практических знаний, но и огромного опыта при исполнении должностных обязанностей.

По действующему законодательству предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе составляет 65 лет. При этом госслужащим, достигшим его и замещающим должность категории «руководители высшей группы должностей», срок службы может быть продлён до 70 лет. Документом предусматривается возможность продления срока гражданской службы с их согласия после достижения возраста 70 лет.

Документом предусматривается возможность продления срока гражданской службы с их согласия после достижения возраста 70 лет

Судейские должности в этом смысле  очень хороший пример, Ранее были приняты поправки в закон, по которым с председателей Высших судов были вообще сняты возрастные ограничения. Далее возрастная планка в 76 лет была поднята для заместителей председателей Высших судов. Теперь президенту дано право продлить возраст нахождения на государственной службе для назначенных им лиц. Мне кажется, это вполне логичное продолжение линии, которую мы ведём. И подчеркну, что это именно общая мировая тенденция.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 17377

Ещё материалы: Андрей Клишас