В Совфеде обсудили, что считать городскими агломерациями
Возможно, нет необходимости в отдельном законе о городских агломерациях, но сформулировать этот термин и закрепить его в нормативных документах необходимо. Об этом заявил 12 ноября на совещании рабочей группы по совершенствованию федерального законодательства в сфере развития городских агломераций её председатель, глава Комитета Совета Федерации по регламенту и организации парламентской деятельности Андрей Кутепов.
«Мы не можем взять агломерацию Москвы и Московской области и под копирку распространить её на всю страну, не всегда подходит для нас и мировой опыт. Вопросов очень много, мы до сих пор не определились с тем, что считать городской агломерацией», — признал Кутепов.
По его мнению, чтобы обеспечивать комплексное развитие городских территорий и рациональное использование ограниченных ресурсов, необходимо на законодательном уровне закрепить это понятие, которое активно используется в документах стратегического планирования и в исследованиях по урбанистике.
«Мы детально изучали целесообразность разработки самостоятельного закона о развитии агломераций, — продолжил сенатор. — Подобные акты приняты в Томской и Белгородской областях. Однако эти законы не содержат реальных механизмов регулирования и во многом носят рамочный, декларативный характер».
Не обойтись без изменений в отраслевые законы, связанных с деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, градостроительной деятельностью, решением транспортных и иных вопросов инфраструктуры, уверен Кутепов. Он добавил, что регионы предложили внести дополнения в федеральные законы о местном самоуправлении, о системе органов государственной власти субъектов, о стратегическом планировании, а также в Бюджетный кодекс.
Большие надежды в отношении перспективных подходов к развитию агломераций возлагаются на Стратегию пространственного развития России до 2025 года. «К сожалению, по нашей информации, в проекте отсутствуют комплексные системные формулировки, недостаточно продуманы механизмы развития агломераций в различных экономико-географических зонах. Комитетом были направлены поправки к проекту», — проинформировал Андрей Кутепов.
Должен быть определён взаимный интерес больших городов и окружающих их муниципальных образований, убеждена сенатор от Приморского края Светлана Горячева.
«За агломерациями будущее. С одной стороны, это выгодно городу, потому что приток рабочей силы, решение транспортных вопросов, свой интерес есть и для муниципалитетов, потому что это возможность улучшить жизненное обеспечение их жителей. Если два интереса совпадут, будет найден общий знаменатель, только тогда агломерация будет считаться успешной. Конечно, тут всё очень непросто и будет возникать много споров, поэтому важно этот вопрос законодательно урегулировать», — высказалась законодатель.
Из-за отсутствия термина «городская агломерация» в законодательстве существуют барьеры для межмуниципального взаимодействия, а также препятствия, связанные с формированием объектов инфраструктуры, с их управлением и эксплуатацией, признаёт врио директора Департамента планирования территориального развития Минэкономразвития Алексей Елин.
«Встаёт вопрос разработки документа территориального планирования для нескольких муниципальных образований, сегодня такой возможности нет, — отметил чиновник. — Когда мы говорим об агломерации, то должны спускаться на более детальный уровень, в том числе затрагивая вопросы землепользования, элементы генплана».
Елин напомнил, что уже есть законодательная возможность разработки стратегий социально-экономического развития не только городских округов, но и муниципальных образований, городских и сельских поселений.
Пока предложено четыре варианта понятия «городская агломерация», один из которых необходимо ввести в статью 1 Градостроительного кодекса.
Согласно первому, городская агломерация — это исторически сложившаяся устойчивая система компактного проживания городских поселений и пригородных территорий, включающая зоны и объекты различного назначения, устойчиво связанные между собой. Второй вариант — «исторически сложившаяся система городских и сельских поселений, а также пригородных территорий, объединённых общностью хозяйственных и социальных связей».
В третьем варианте городская агломерация трактуется как «совокупность населённых пунктов, состоящая из центра городской агломерации и городов-спутников, расположенных на территории одного или нескольких субъектов РФ, объединённых устойчивыми экономическими и социальными связями».
Наиболее развёрнута четвёртая версия: «совокупность населённых пунктов, включающая территории городских округов или городских поселений и близлежащих к ним иных муниципальных образований, функционально объединяемых для усиления интенсивности хозяйственных, трудовых, транспортных, научно-образовательных, культурно-бытовых, рекреационных и иных связей в целях создания качественного пространства проживания и ведения хозяйственной деятельности».
«Главная задача — определиться, что же такое городская агломерация, какой смысл мы в это понятие вкладываем для того, чтобы все участники процесса чётко понимали, что это такое. Пока мы с базовыми понятиями не определимся, говорить о каких-то дальнейших подходах затруднительно», — резюмировал представитель Минэкономразвития.
Ещё материалы: Андрей Кутепов