Все о пенсиях в России

23.11.2024Подписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

В Совфеде назвали преимущества одноуровневой системы местного самоуправления

19.11.2024 17:50

Автор: Валерий Филоненко

В Совфеде назвали преимущества одноуровневой системы местного самоуправления
Андрей Шевченко. © Пресс-служба Совета Федерации

Уже 20 регионов полностью перешли на одноуровневую систему местного самоуправления, еще 26 субъектов Федерации планируют перейти в ближайшее время. Плюсами такой системы являются повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению и оказанию муниципальных услуг, за единство документов стратегического планирования и оптимизацию бюджетных отношений. Очень важным аспектом перехода на одноуровневую систему является обеспечение доступности власти для населения. Об этом заявил председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко 19 ноября на заседании Совета по местному самоуправлению при палате регионов.

Внесенные в Конституцию РФ в 2020 году поправки определили, что органы местного самоуправления входят в единую систему публичной власти. Тем самым был задан важнейший вектор развития системы местного самоуправления, уточнил сенатор. С момента принятия поправок была проведена большая работа по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении, в том числе установлены дополнительные гарантии прав муниципалитетов при осуществлении переданных государственных полномочий.

«Теперь при определении объема субвенции должны учитываться все затраты, связанные с организацией исполнения таких полномочий. Кроме того, при осуществлении переданных полномочий муниципалитеты будут отвечать исключительно в пределах представленной субвенции. Этот вопрос неоднократно поднимался муниципалитетами и в итоге нашел свое решение в законе», — отметил Шевченко.

Важной мерой, по его словам, стало закрепление в законе возможности участия представительного органа муниципального образования в формировании местной администрации. «В рамках работы нашего совета по местному самоуправлению к нам неоднократно поступали обращения с мест о том, что отсутствие прямой нормы в законе порождает неопределенности относительно возможности такого участия. И мы нашли с коллегами решение этого вопроса. Закон был принят», — напомнил глава комитета.

Депутаты попросили пересмотреть предельные нормы потребления электричества

Еще одним направлением развития местного самоуправления является снижение регуляторной нагрузки на муниципалитеты, убежден он. «Большая работа ведется сегодня по результатам проведения прошлого заседания совета, посвященного вопросам контроля и надзора за органами местного самоуправления. Многие рекомендации из его решения поддержаны федеральными министерствами, например освобождение органов местного самоуправления от исполнительского сбора. Соответствующий законопроект уже разработан Минюстом и направлен в Правительство РФ», — подчеркнул Шевченко.

Сенаторы ожидают, что в ближайшее время поправки будут внесены в Государственную Думу. Следующая важная мера — это законодательное закрепление статуса и полномочий Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления. За ассоциацией закреплены функции по организации взаимодействия муниципалитетов, а также подготовке ежегодного доклада о состоянии местного самоуправления.

«Наш комитет совместно с региональным и муниципальным сообществом провел большую аналитическую работу. Были проанализированы материалы из 78 субъектов Федерации. Особое внимание мы уделили перспективам развития местного самоуправления в контексте подготовки нового закона о местном самоуправлении», — сказал он, добавив, что один из вопросов, которые сейчас волнуют муниципальное сообщество, — это переход к одноуровневой системе местного самоуправления.

По словам парламентария, уже 20 регионов полностью перешли на эту систему и еще 26 субъектов РФ планируют перейти в ближайшее время.

«Проведенная работа позволила нам сделать выводы о том, что плюсами такой системы являются повышение ответственности органов местного самоуправления за принимаемые решения, единые подходы к формированию нормативно-правовой базы, тарифообразованию, налогообложению, оказанию муниципальных услуг, за единство документов стратегического планирования, оптимизацию бюджетных отношений», — подчеркнул он.

Члены комитета, заметил Шевченко, инициировали одну из поправок к законопроекту, «суть которой заключалась в обязательном создании территориальных органов местной администрации на территориях упраздняемых поселений». Сенатор напомнил, что законопроект в настоящее время находится на рассмотрении Госдумы. Сейчас документ готовится ко второму чтению. 

Читайте также:

• Депутат Крашенинников объяснил, зачем органам МСУ длинный переходный период