В Совете Федерации посчитали прибыль от развития моногородов
Сохранение льгот для работающих в них компаний-инвесторов в перспективе принесёт десятки миллиардов рублей в госказну
Фото: Игорь Самохвалов / ПГ
Решение о сокращении числа моногородов, которое может быть принято Правительством России уже в ближайший месяц, не приведёт к снижению уровня жизни в них. При этом сохранение уже действующих льгот для инвесторов, работающих на территориях, где как минимум 20 процентов населения работают на одном предприятии, могут принести в бюджеты всех уровней суммарный доход в 50 миллиардов рублей. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказала руководитель рабочей группы при Совете Федерации по развитию моногородов, сенатор Елена Авдеева.
- Елена Осиповна, ваша рабочая группа провела опрос среди моногородов, которые пользуются льготами как территории, имеющие статус опережающего развития. Цель — просчитать долгосрочный эффект, который получит моногород от льгот, предоставленных государством. Для чего это потребовалось?
- Сегодня все без исключения территории в России конкурируют за инвестора. И чтобы привлечь его, надо предоставить очень серьёзные преференции. Одной из ключевых льгот для инвесторов является сниженная в разы ставка страховых взносов. Её платят компании, работающие в моногородах со статусом территорий опережающего развития (вместо 30 процентов от общего объёма зарплатного фонда юрлица могут платить во внебюджетные фонды всего лишь 7,6 процента. — Прим. ред.).
Муниципалитетов, которые являются моногородами и имеющими статус ТОР, у нас в стране 89. А указанной льготой по страховым взносам могут воспользоваться лишь те компании, которые вошли в моногороде в первые три года, как у него появился статус ТОР. В нашей рабочей группе мы предлагаем не ограничивать срок действия пониженной ставки — в Минфине нам оппонируют, ссылаясь на выпадающие доходы бюджета. Но благодаря опросу моногородов со статусом ТОР мы посчитали, какой экономический эффект получает такая территория в результате действия всех введённых мер господдержки, включая пониженные страховые взносы. Обсчитали более 40 моногородов и выяснили — при выпадающих доходах в 100 миллиардов рублей доходы, которые приносят бюджетам всех уровней компании, зашедшие в моногорода по причине льготных условий для бизнеса, составляют 150 миллиардов рублей. То есть прямая выгода для бюджетов всех уровней — 50 миллиардов рублей!
Помимо этого, развитие бизнеса резидентов дает синергетический эффект: когда резидент зашел на территорию, он начинает инвестировать в компании-партнеры, которые поставляют ему материалы, оборудование осуществляют строительство и так далее. Это увеличивает приток налогов. Надеюсь, что приведенные нами аргументы будут услышаны в Правительстве.
- Минэкономразвития планирует практически наполовину сократить количество территорий, которые носят статус моногородов — с 321 до 158 муниципалитетов. Их жители волнуются, что это может сказаться на уровне жизни — например, в исключённых городах вырастет безработица. Это обоснованные тревоги?
- Уверена, что нет. От того, что моногорода перестанут быть таковыми, уровень жизнь в них не изменится в худшую сторону. Меры поддержки, которые предоставлялись государством, были связаны всё-таки не с прямой адресной финансовой помощью, а с созданием перспективных механизмов развития. Задача таких механизмов — диверсифицировать экономику, чтобы жизнь города не зависела целиком и полностью от одного — двух предприятий.
Касательно самих планов сокращения числа таких муниципалитетов, согласна с коллегами из Минэкономразвития — нужен системный подход к разработке критериев для определения, какой моногород может считаться таковым. Для этого надо анализировать текущую ситуацию и определять точки будущего роста той или иной территории. И не надо бояться, что сокращение числа моногородов вычеркнет такие территории из числа приоритетов пространственного развития РФ — хочу напомнить, что в российских моногородах проживает почти 10 процентов населения нашей страны.
- Вы долгое время являлись мэром одного из наиболее успешных моногородов России — Череповца. На ваш взгляд, какие критерии стоит добавить список, по которому Минэкономразвития хочет определять, войдёт ли территория в программу поддержки моногородов или нет?
- В Минэкономразвития, в частности, предлагают внести в число таких критериев уровень безработицы — в моногороде он должен быть выше среднероссийского показателя. Но этого, считаю, недостаточно. Следует оценить финансовое состояние и перспективы деятельности градообразующего предприятия. Надо посмотреть, сколько субъектов малого и среднего бизнеса работает в городе. Или какая демография и миграция в нём - может быть уже большая часть людей покинула моногород?
Отмечу, что тем моногородам, где градообразующее предприятие пришло упадок, стоит на грани закрытия, будут оказывать приоритетную господдержку. Такой подход поддерживают в Правительстве.
- Уже давно моногородам поручали разработать свои программы комплексного развития. Но сделали это далеко не все. Как устранить пробел?
- Нужна помощь от региона. Приведу пример. Есть в Челябинской области моногород Сатка — опыт его развития сейчас планируется распространить ещё на 16 городов региона. За счёт чего был достигнут такой успех? Ответ: командная работа. Если бы проект развития Садки оставили без внимания со стороны областных властей, вряд ли что-то получилось. А здесь к переговорам с инвесторами подключился лично губернатор Алексей Текслер, и дело пошло. То же самое произошло и при возрождении градообразующего стекольного завода в моногороде Сазоново в Вологодской области — после восьми лет упадка в этом году завод вновь заработал. И произошло это благодаря участию в процессе вологодского губернатора Олега Кувшинникова.
Но нужна и помощь федеральных властей. Считаю, что Минэкономразвития вполне по силам, например, провести анализ действующих комплексных программ развития моногородов на предмет того, чтобы просчитать эффект от той или иной меры господдержки. Пока такие исследования не проводились, а они очень важны, чтобы определить — какие меры оставлять, какие усилить, от каких можно отказаться. Кроме того, федеральные представители могут оказывать экспертную поддержку для муниципалитетов — она крайне необходима, чтобы в моногородах правильно рассчитывали, куда им двигаться. Для успешного развития очень важно иметь возможность взглянуть на свою территорию «сверху».
Надеемся также, что Минэкономразвития и ВЭБ, которые приняли дела у упразднённого Фонда развития моногородов, продолжат обучение руководителей таких территорий. И учтут предложения нашей рабочей группы по вопросам развития муниципалитетов с градообразующими предприятиями.
- Когда рассчитываете получить реакцию Правительства на свои предложения?
- Надеюсь, это произойдёт очень скоро — в течение ближайшего месяца. Также в апреле возможно принятие решения по сокращению числа территорий, которые войдут в программу господдержки моногородов.
Ещё материалы: Елена Авдеева