Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

В Семейном кодексе появится норма о совместных долгах супругов

Пока что речь об этом идёт только в гражданском законодательстве

17.09.2018 00:01

Автор: Ксения Редичкина

В Семейном кодексе появится норма о совместных долгах супругов
Павел Крашенинников / ФОТО: ПГ / ИГОРЬ САМОХВАЛОВ

16 сентября исполняется 100 лет первому в мире «Семейному» кодексу  - Кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР. Он появился в России в 1918 году, убрав вопросы, связанные с заключением брака и рождением детей, из ведения церкви.

Как оценивать этот документ сейчас, какие его положения нашли отражение в советском и российском семейном законодательстве, а также, почему понятие брака отличается в России и за рубежом, «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

- Павел Владимирович, Семейный кодекс от 1996 года соответствует нашему времени или пора что-то позаимствовать из европейских законов на эту тему?

- Наш Семейный кодекс является очень качественным документом. Его в отличие от многих других законодательных актов готовили профессионалы, которые, конечно, знали отечественный и зарубежный опыт. Очень важно, что в России Семейный и Гражданский кодексы принимались параллельно, так как многие регулируемые ими вопросы пересекаются. Например, понятие совместной собственности супругов.

Если люди заключают брак и не заключают при этом договора, то они должны понимать, что всё имущество, приобретаемое с момента заключения этого брака, является их совместной собственностью

Кстати, есть различие в понятии брака у нас и за рубежом. Там это сделка, а в России — союз мужчины и женщины, если хотите — этап развития их отношений.

- То есть в нашей стране брачный договор — это лишь часть семейных отношений?

 - Конечно. Брачный договор без семьи быть не может. Кроме того, в России он касается исключительно имущества, а не возможных деталей личной жизни. То есть во многих странах брачные договоры содержат, как сценарий мелодрамы, варианты развития отношений двух людей. Я мало о каких законах могу сказать, что они очень хорошие, но наш Семейный кодекс именно такой. И революций с ним нам в этой сфере не нужно.

 - Даже точечных?

- Есть нюансы, которые можно было бы подправить, но глобально переписывать данный документ не нужно. Нюансы эти касаются совместной собственности супругов, а также брачных договоров. Мы сейчас ведём работу по небольшим изменениям в этой сфере, направленным на приведение норм семейного законодательства, регулирующих имущественные отношения супругов, в соответствие с Гражданским кодексом. Например, в части регистрации недвижимости, общих долгов, банкротства. Пока что эти нормы прописаны только в Гражданском кодексе.

 - Вы согласны с тем, что Семейный кодекс в целом называют дискриминационным в отношении мужчин?

 - Категорически не согласен. Я понимаю, почему звучат подобные лозунги. Речь идёт о делении совместно нажитого имущества: вот, мужчина работал всю жизнь, его жена нет, а имущество при разводе им нужно будет делить пополам. Но простите, если люди заключают брак и не заключают при этом договора, то они должны понимать, что всё имущество, приобретаемое с момента заключения этого брака, является их совместной собственностью. Они должны сознательно идти или не идти на этот шаг.

 - Но ведь неизвестно, как жизнь может повернуться. Вот и записывают люди дома, участки и машины на родственников.

- Хорошенькое дело — заключать брак и готовиться к разводу. Нет, я не возражаю против того, что всякое в жизни бывает. Но если во время совместной жизни и ведения общего хозяйства кто-то из супругов что-то не туда записал, то это можно доказать через суд. Важно помнить: у нас существует  презумпция равенства долей при бракоразводном процессе.

Кстати, с 1995 года, когда ГК вступил в силу, можно заключать брачный договор и предусмотреть там не обязательно равное, а разное распределение долей. Например: жене — 75% нажитого, мужу — 25% или жене — 99%, а мужу — 1%.

- А почему в Семейном кодексе нет чёткого определения семьи?

- Оно не нужно, кодекс — не словарь. Пусть каждый понимает семью в силу своих представлений и воспитанности. Главное, чтобы это понимание не противоречило закону. А то мы всё время зацикливаемся на понятиях. Закон обязан регулировать отношения, а объяснять их уже должен человек, в том числе для себя.

Пусть каждый понимает семью в силу своих представлений и воспитанности

 - За рубежом все вопросы, связанные с семейными отношениями, регулируются гражданским законодательством. России не стоит следовать этому примеру?

- Напомню, что ещё Кодекс Наполеона — Гражданский кодекс Франции 1804 года начинался именно с вопросов семьи. За ним пошли почти все европейские кодификации.

У нас сто лет назад решили делать отдельные кодексы. Более того, в современной Конституции семейное законодательство — совместное ведение, и объединять с Гражданским кодексом точно нельзя, даже с конституционной точки зрения.

Сегодня для нашего общества нет разницы, в каком нормативном акте прописаны вопросы, связанные с браками, разводами, рождением детей.

Что касается нынешнего Семейного кодекса РФ, то вопросы, связанные с загсом, опекой и попечительством, из него вынесены. Сейчас документ регулирует исключительно правила создания семьи, расторжения брака, а также его последствия, объясняет правовое положение детей, условия выплаты алиментов и некоторые другие вопросы.

- Это как раз и было впервые прописано в кодексе 1918 года?

- Да. Причём создали документ быстро, поправки к нему не рассматривали, не обсуждали, а сразу принимали. Большевикам нужно было как можно скорее вывести вопросы регистрации брака, записи о рождении детей и попечительства над ними из ведения церкви. Эти пришедшие к власти люди были воинствующими атеистами, взявшимися отделить государство от церкви.

- За основу были взяты марксистские взгляды на взаимоотношения мужчины и женщины о том, что семья является надстройкой над экономическим базисом?

- Да, речь шла о коммунистических семьях, где семейное хозяйство должно стать частью общественного труда, а уход за детьми и их воспитание — общественным делом. Но Маркс тут ни при чём.

Революционерам было необходимо сломать многовековые устои, когда  источниками брачно-семейного права были Закон Божий, каноны Святых Апостолов и другие религиозные правила. Что ж, отчасти им это удалось — появился документ, вековой юбилей которого мы теперь отмечаем и который положил начало законодательному регулированию семейных отношений.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 7862