В Ростехе назвали сроки начала серийного производства МС-21 и Superjet New
Перспективные отечественные самолеты должны встать на конвейер в 2025 и 2026 годах
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 23 октября 2024 года
Уже со следующего года в России должно начаться серийное производство отечественного среднемагистрального лайнера МС-21, а к 2026-му запланирован запуск в серию модели Superjet New с максимальным замещением иностранных комплектующих. Также новинки ожидаются в области вертолетного транспорта и авиационных агрегатов. Об этом в среду, 23 октября, в рамках «правительственного часа» на пленарном заседании Совета Федерации рассказал генеральный директор государственной корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «Парламентская газета» выделила главное.
МС-21 начнут серийно выпускать со следующего года
Судя по информации главы Ростеха, совсем немного осталось до старта серийного производства среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21, которые призваны конкурировать с Boeing 737 и Airbus A320. Эскизное проектирование лайнера велось еще с начала 1990-х, но несколько раз замораживалось и переносилось. В 2010-х предполагалось, что разрабатывать МС-21 будет международная кооперация, в частности, для него предполагалось использовать американские двигатели PW1431G. В 2012-м озвучивались планы запустить лайнер в серийное производство в 2020-м, однако сроки регулярно сдвигались.
«Уже со следующего года мы начнем серийно выпускать МС-21, — подчеркнул Чемезов. — По нашим расчетам, наши мощности в Иркутске позволят производить до 72 самолетов в год».
Испытания уникального авиадвигателя приближаются к финалу.
Также на финальных стадиях разработки находится новый отечественный авиационный двигатель ПД-8, предназначенный для семейства самолетов Superjet.
«Сегодня всего пять стран в мире способны производить собственные авиадвигатели: США, Канада, Великобритания, Франция и мы, — подчеркнул Сергей Чемезов. — И обычно, как показывает практика, на это уходит порядка 15 лет. У нас столько времени не было, действовать пришлось максимально быстро».
По словам главы Ростеха, сегодня ПД-8 завершает стендовые испытания. Уже на днях его планируют установить на летающую лабораторию. А после того, как он пройдет испытания там, — перенести непосредственно на новые самолеты для окончательной сертификации.
«Я надеюсь, уже в следующем году мы все эти процедуры завершим», — отметил Сергей Чемезов.
Superjet New: максимум импортозамещения и новое имя
Завершение работ над ПД-8 позволит приступить к серийному производству еще одной новинки — самолета Superjet New с максимальным замещением иностранных комплектующих. Лайнер, подчеркнул Сергей Чемезов, получит полностью отечественные двигатели, авионику и агрегаты. И, скорее всего, новое название. По словам генерального директора Ростеха, изначально семейство Superjet создавалось в рамках международной кооперации — отсюда и нынешнее название, непривычное для русского уха. Однако последние модели разрабатываются и собираются силами исключительно отечественных специалистов, поэтому и сами самолеты предложено «русифицировать».
«Мы уже работаем над этим, — отметил Чемезов. — Наверное, можно что-то связать с именем нашего прославленного авиаконструктора Александра Яковлева, поскольку изначально этот самолет создавался в КБ Яковлева. Может быть, предложим выбрать название широкой публике — такой вариант сейчас тоже обсуждается».
Новые транспортники и вертолеты для Арктики
Находится на завершающих стадиях разработки или уже готовится к запуску в серию и целый ряд других новинок в области самолетной и вертолетной техники. Так, по словам Сергея Чемезова, продолжается работа над новейшим военным транспортником Ил-212, организовано производство вертолета Ми-171А3, предназначенного в том числе для работ на арктическом шельфе при температурах до -50 градусов.
«Готовится к выпуску модернизированная версия легкого многоцелевого вертолета «Ансат», ведется работа над вертолетом Ми-34, который будет пользоваться большим спросом и придет на замену импортным аналогам, — отметил гендиректор Ростеха. — Мы еще в советское время конкурировали с Boeing и Airbus, и я на 100 процентов уверен, что мы можем это делать и сегодня, — сказал Сергей Чемезов. — Несмотря на то что в девяностые годы наша промышленность пришла в упадок и авиакомпании бросились за рубеж закупать новые самолеты, мы не останавливали работу над нашими отечественными моделями».
Развитие промышленности тормозит ключевая ставка
Впрочем, не все так хорошо, как хотелось бы. Отечественную промышленность сегодня очень сильно тормозит рекордно высокая ключевая ставка — в сентябре она уже достигла 19 процентов и до конца года может повыситься еще. Помимо прочего, это создает серьезную угрозу для экспорта высокотехнологичной продукции — самолетов, кораблей, средств ПВО и так далее, который уже начал снижаться.
«Если мы заключаем контракты на продукцию, производственный цикл которой составляет более года, то максимальный авансовый платеж, на который мы можем рассчитывать, — 30-40 процентов, — подчеркнул Чемезов. — Оставшиеся средства нужно брать в кредит. Но пользоваться кредитами из-за высокой ключевой ставки сегодня попросту невыгодно: вся прибыль, на которую мы рассчитываем, в итоге съедается процентами, которые мы вынуждены платить банкам».
Сергей Чемезов отметил, что вопрос с ключевой ставкой необходимо решать, иначе множество промышленных предприятий в конечном итоге окажутся на грани банкротства.
А что еще?
По данным, которые привел Сергей Чемезов, в январе — августе 2024 года рост промышленного производства составил 4,5 процента, обрабатывающих отраслей — 8,1 процента. Прогнозируемая прибыль Ростеха по итогам года должна составить более трех триллионов рублей.
Во многом, отметил гендиректор корпорации, такие результаты обусловлены широким спектром государственных мер поддержки и возросшим гособоронзаказом. Так, производство танковых выстрелов на мощностях Ростеха в 2023 году выросло более чем в 30 раз, а артиллерийских — более чем в шесть раз.
«В части выпуска реактивных снарядов к РСЗО и тяжелым огнеметным системам динамика следующая: за 2023 год производство выросло более чем в шесть раз по отношению к 2022 году, — подчеркнул Чемезов. — Производство средств ближнего боя за период с 2022 по 2023 год выросло в 14 раз».
Читайте также:
• Национальная система сертификации авиазапчастей должна появиться в России в 2025 году