В России станет больше режиссеров, дизайнеров и моделей
Креативные индустрии получат поддержку от государства
Тема: Пленарное заседание Совета Федерации 2 августа 2024 года
Законопроект: № 474016-8
Творческие, или креативные индустрии, — это кинематограф, архитектура, изобразительное искусство, театр, мода, дизайн, реклама и так далее. К 2030 году их доля в российской экономике должна увеличиться с 3 до 6 процентов, а количество людей, занятых в творческих профессиях, — до 15 процентов. Этому и должна помочь господдержка. Креативные индустрии станут отдельным сектором экономики, а компании и предприниматели, занятые в творческой сфере, получат различные преференции. Такой закон Совет Федерации одобрил на пленарном заседании 2 августа.
Условия для самореализации
Сейчас в России более десятка законов регулируют креативные индустрии — кино, информационные технологии, дизайн и прочее. Такая разрозненность мешает развитию отрасли.
Новый закон, разработанный сенаторами и депутатами, создает условия для самореализации с помощью творчества, а значит, позволит повысить уровень занятости в этой сфере. Закон закрепляет полномочия Правительства, ответственного федерального органа исполнительной власти и регионов в сфере творчества, делит креативные индустрии на виды, вводит понятия «креативный продукт» и «креативный кластер». Так, под креативной индустрией будут понимать экономическую деятельность, связанную с созданием и продвижением на рынках, распространением, реализацией креативного продукта, который обладает уникальностью и экономической ценностью.
Минэкономразвития сформирует единый реестр субъектов креативных индустрий, сказал на пленарном заседании соавтор закона, зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Долгов. Субъекты, которые включены в реестр и не обладают статусом иноагента, будут пользоваться масштабной государственной поддержкой — финансовой, имущественной, образовательной, информационной.
Креативные индустрии разделят на четыре вида. Первые основаны на историко-культурном наследии — это народные художественные промыслы, ремесла, музеи и галереи. Вторые основаны на произведениях литературы и искусства, фонограммах, издательской и исполнительской деятельности. Третья группа включит в себя проекты, созданные на основе информационно-телекоммуникационных технологий, например компьютерные игры. Сюда же отнесли СМИ и рекламу. И наконец, четвертый вид — прикладное творчество, то есть создание одежды, декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура и гастрономия.
Ко второму чтению закон существенно доработали и расширили перечень полномочий регионов. Они сами установят критерии креативных компаний и предпринимателей, учитывая местную специфику.
Документ вступит в силу через 180 дней после опубликования.
Увеличить показатели
Закон о креативных индустриях создает новые стимулы для развития этой «основанной на индивидуальном творчестве, интеллекте и талантах отрасли, которая, уверена, сыграет большую роль в увеличении ВВП», сказала журналистам соавтор документа, первый зампредседателя Комитета Совфеда по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Галина Карелова. По ее словам, теперь креативные индустрии приобретают новый статус особого сектора экономики. Закон установил единые правовые основы для его регулирования.
Сейчас доля креативных индустрий в ВВП страны находится на среднемировом уровне, подчеркнула сенатор. По разным оценкам, в России она составляет от 3 до 4,7 процента. Но к 2030 году поставлена задача увеличить эту цифру до шести процентов. Карелова убеждена, что закон создает хорошие стимулы для роста этого показателя.
Читайте также:
Ещё материалы: Константин Долгов, Галина Карелова