В России предлагают создать единую службу занятости
Такие изменения в законодательство планируют внести на рассмотрение Госдумы уже в осеннюю сессию
Чтобы облегчить людям поиск работы, предлагается объединить региональные службы занятости, а их взаимодействие с гражданами максимально перевести в онлайн-формат. Такие законопроекты разрабатываются и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение Госдумы, сообщил «Парламентской газете» первый замруководителя фракции «Единая Россия» Андрей Исаев. На поддержку работников также направлена идея о воссоздании системы страхования занятости, но её ещё предстоит обсудить с работодателями и профсоюзами.
- Андрей Константинович, вы говорили о том, что в России следует создать единую службу занятости и перевести её работу в онлайн. Зачем это нужно?
- В 2000-е годы, когда распределяли полномочия между федеральным уровнем, субъектами и муниципалитетами, было решено, что полномочия в сфере занятости передаются субъектам. В регионах работают службы занятости, но их финансируют из федерального бюджета. С точки зрения растущей интеграции и мобильности рабочей силы такой подход абсолютно неправильный — нет возможности обеспечить манёвр рабочей силы. Я поддерживаю предложение Минтруда централизовать эти полномочия. Предлагается создать единую федеральную службу занятости, отделения которой будут работать в регионах, и в этом случае появится возможность распределять потоки работников.
Что касается перехода в онлайн, хочу отметить, что закону о занятости населения в следующем году исполнится 30 лет. В нём указано, что человек должен регулярно посещать органы занятости, приносить справки и т.д.. COVID заставил перевести этот процесс в онлайн. Эта работа налажена, и глупо было бы снова вернуться в прошлый век. Поэтому мы с Минтрудом выявим все случаи, которые требуют личного прихода гражданина. А всё остальное останется в онлайн-режиме.
Чтобы реализовать обе инициативы, потребуются поправки в закон о занятости населения. Мы планируем принять их в осеннюю сессию. Сейчас они разрабатываются, в ближайшее время пройдут общественное обсуждение, а затем будут внесены в Госдуму.
- Действительно ли в России планируется возродить систему страхования занятости населения?
- Страхование занятости — это ещё только идея, которую мы предлагаем обсудить. В своё время такая система существовала в Российской Федерации, но была диверсифицирована — фонды страхования занятости были в регионах, поэтому особой эффективности их работа не показала.
Существует три стороны социального партнёрства — государство, работники и работодатели. Тот вклад, который государство сейчас вносит в систему занятости, оно будет продолжать вносить. К этому мы предлагаем добавить маленький взнос — по 0,5% от зарплаты с работников и работодателей. Эти средства пойдут на формирование фонда занятости.
- Что это даст людям?
- Данный подход может быть выгоден и работникам, и работодателям. На сегодняшний день руководитель связан существенными социальными гарантиями в связи с проведением сокращений на предприятии. Когда он должен сократить число работающих, он не экономит деньги, а увеличивает расходы, потому что обязан за два месяца предупредить работника, который вправе после предупреждения пойти искать новую работу и не продолжать деятельность там, откуда его увольняют. При этом человеку должны выплатить пособие в размере зарплаты за месяц. Выходит, что работодатель должен заплатить сразу три зарплаты.
Формирование резерва в виде фонда занятости может решить вопросы с погашением задолженности по зарплате обанкротившихся предприятий
В обмен на регулярную уплату небольших взносов мы можем перевести указанные обязательства на службу занятости, чтобы она выплачивала и две зарплаты, и выходное пособие. Если будет создан такой фонд, то сокращённые граждане смогут вставать на учёт и получать все причитающиеся им средства. Кроме того, формирование резерва в виде фонда занятости может решить вопросы с погашением задолженности по зарплате обанкротившихся предприятий.- Этот фонд будет общероссийским?
- Считаю, что он должен быть централизованным, в отличие от той системы, которая существовала до начала 2000-х годов. В этом случае у него появятся дополнительные возможности. Неправильно, что у нас есть регионы, в которых безработица достигает 30 процентов, как в Ингушетии, и в то же время мегаполисы переполнены иностранными рабочими.
При централизации фонда занятости мы сможем переориентировать миграционные потоки из регионов с избыточной рабочей силой на территории, где есть реальная потребность в работниках. Это поможет вывести работу с рынком труда на качественно новый, более высокий уровень. Так как будут три вкладчика, фонд должен управляться на трёхсторонней основе — Правительством, профсоюзами и объединениями работодателей.
Чтобы внедрить эту систему, нужен отдельный закон. Но пока это вопрос, который мы выносим на обсуждение. Только в том случае, если стороны социального партнёрства согласятся с этим подходом, мы будем разрабатывать инициативу.