Все о пенсиях в России

вчераДепутат Миронов призвал ввести Единую соцкарту для пенсионеров

два дня назадРоссиянам рассказали, что делать, если пенсию не проиндексировали

22.03.2025В Соцфонде назвали условия для получения пенсии в 100 тысяч рублей

В России началась перестройка местной власти

До конца 2025 года регионы должны привести свои уставы в соответствие с новыми правилами

В России началась перестройка местной власти
  © пресс-служба Госдумы

Действующий с 2003 года закон о местном самоуправлении постоянно раздувался, наполняясь новыми, зачастую противоречивыми поправками. В общей сложности в него более 200 раз вносились изменения, однако избежать противоречий между отдельными статьями не удалось. В результате происходило наслоение и путаница между полномочиями разных властных структур, закрепленными в отраслевых федеральных законах. Поэтому законодатели решили устранить противоречивость действующих положений о местном самоуправлении, упростив и уточнив компетенции местной власти, а также согласовав меж собой правовые нормы, содержащиеся в разных документах.   

В соответствии с поправками, регионы получат возможность не только формировать одноуровневую систему МСУ, но и сохранить там, где она доказала эффективность, двухуровневую. Более того, можно будет частично переходить на одноуровневую систему, а в отдельных местах сохранить двухуровневую — с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций. Такой закон, вызвавший на разных этапах его прохождения бурные дискуссии, приняла Госдума. «Парламентская газета» выясняла подробности.

Слишком много противоречий

В актуальном на сегодня законе о местном самоуправлении целых девять статей посвящены только разноуровневым полномочиям, подчас пересекающимися друг с другом. Мягко говоря, эффективности это не добавляет, скорее, напротив. Нередко происходит наслоение и путаницы между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах. От такой головоломки страдают все: и чиновники, и правоохранители, и граждане, поскольку нет понимания, кто за что отвечает.

Поэтому еще в декабре 2021 года глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников и председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас внесли в Госдуму законопроект, закрепляющий непосредственно полномочия органов местного самоуправления и устанавливающий критерии и процедуру для их передачи.

© пресс-служба Госдумы

Согласно поправкам, правила о перераспределении полномочий смогут приниматься субъектом как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на их территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов. Учитывая общую разбросанность законодательства по полномочиям, был использован опыт «свода полномочий», примененный в федеральном законе об общих принципах организации публичной власти в субъектах и уже показавший на практике свою эффективность, пояснил «Парламентской газете» Павел Крашенинников.

«Все основные полномочия — только в законе о местном самоуправлении, другое законодательство может лишь конкретизировать их, а не вводить новые. При этом установленный перечень полномочий может быть изменен только путем внесения поправок в федеральный закон о местном самоуправлении. Полагаем, проект позволит повысить эффективность и прозрачность работы местных органов власти и укрепить организационную и финансовую основу их деятельности», — уточнил глава комитета.

Госдума приняла закон о местном самоуправлении

Одноуровневая, двухуровневая, смешанная

При этом общая структура местной власти остается неизменной. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий — пять лет.

«Если глава муниципалитета не справляется со своими обязанностями, то высшее должностное лицо субъекта сможет применить к нему меры взыскания от предупреждения до снятия с должности. При этом претензии должны быть публично обоснованы», — отметил Павел Крашенинников.

Глава комитета напомнил о существующей в последние годы тенденции к сокращению количества муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, и случаев, когда регионы самостоятельно переходят к одноуровневой системе. Однако такие тренды актуальны не везде. Так как переход на одноуровневую систему МСУ с городскими и муниципальными округами упраздняет городские и сельские поселения, ранее депутаты от Татарстана предложили не торопиться и сохранить возможность «тем, кто уже работает на двухуровневой системе, остаться на ней».

Павел Крашенинников. © пресс-служба Госдумы

Позицию Казани на пресс-конференции в прошлом декабре подтвердил и спикер Госсовета республики Фарид Мухаметшин.

«Одна треть населения республики живет в сельской местности, а там другой власти нет. Чтобы решить проблемы, местным жителям придется ехать в райцентр. Кроме того, сельсовет — это наша опора. Там много депутатов — участников СВО. Думаю, мы сделали большой шаг, когда выступили против того, чтобы сельсоветы упразднять», — подчеркнул глава парламента.

И такая позиция регионов была учтена.

«Принятый закон позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Более того, у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему — решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций», — обратил внимание Павел Крашенинников.

Двухуровневая структура МСУ подразумевает наличие городских и сельских поселений в составе муниципального района (или внутри городских районов в составе городского округа). Городские и сельские поселения (а в городских округах — внутригородские районы) имеют собственного главу, администрацию, представительный орган — сельсовет или горсовет — и отдельный бюджет. При одноуровневой структуре все населенные пункты, входящие в состав городского или муниципального округа, не имеют бюджетов и органов местной власти. Вопросами местного самоуправления занимаются органы муниципального (городского) округа.

© freepik.com

Таким образом, по словам депутата, закон предусматривает гибкую систему организации местного самоуправления, учитывающую уже сложившуюся на местах специфику.

Местное самоуправление в новых регионах начали выстраивать по-новому

Проделана большая работа

Павел Крашенинников напомнил, что над поправками работала достаточно большая рабочая группа — сводный коллектив представителей Госдумы, Совета Федерации, Администрации президента и Правительства.

«Мы собирали расширенные заседания и ездили по всей стране, также обсуждали этот законопроект с коллегами, работающими на уровне муниципальной власти, региональной. У нас было рассмотрено около тысячи поправок», — отметил соавтор законопроекта 6 марта на круглом столе в МИА «Россия сегодня».

В результате такой кропотливой работы никакой муниципальной революции не случилось, считает председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Андрей Максимов:

«То есть сохраняется очень серьезная преемственность с теми правовыми нормами, которые уже доказали свою эффективность. Те отработанные годами механизмы правового регулирования, которые были в 131 федеральном законе, они сохраняются. И в то же время происходит точечная настройка».

Максимов не исключил, что после вступления закона в силу в конкретных регионах будет множество моделей правового регулирования организации местного самоуправления, «которые будут учитывать особенности территориальной доступности власти, особенности оказания услуг, которые связаны с тем, как живут люди на местах».

И это правильно. По мнению Павла Крашенинникова, местное самоуправление — это первичный, наиболее приближенный к населению уровень публичной власти. От того, как организована работа на местах и как отлажено взаимодействие с жителями, зависит общая работа как региональной, так и федеральной публичной власти, и новый закон, вступающий в силу через 90 дней после опубликования, должен помочь в этом. До 1 января следующего года субъектам необходимо принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы организации местного самоуправления.

КС разъяснил порядок определения зарплаты педагога при неполной нагрузке