В России может появиться ОСАГО для беспилотников
В Госдуме считают правильным обязать хозяев БПЛА страховать свое самодвижущееся летающее имущество
Стремительное развитие беспилотной гражданской авиации несет в себе и вполне осязаемые риски, связанные с возможным выходом из строя БПЛА и причинением ущерба третьим лицам. Следовательно, движение в воздухе необходимо регулировать не только соответствующим кодексом, но и страховыми инструментами, которые пока что в этом направлении слабо развиты, хотя закон и предусматривает страхование дронов. Поэтому правовые нормы в сфере страхования БПЛА нуждаются в усовершенствовании. Законодательные инициативы в этой сфере могут вскоре появиться, сообщил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков.
Страховщик для БПЛА
Сегодня дроны и квадрокоптеры используют не только частные и юридические лица, но и государственные структуры для выполнения задач разного уровня сложности. И это только начало. Учитывая важность темы, в июне прошлого года Правительство утвердило Стратегию развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года. Документ поможет создать в стране полноценную отрасль использования гражданских беспилотников и добиться технологического суверенитета в сфере их производства. При этом доля российских беспилотных авиационных систем (БАС) в общем объеме таких машин должна вырасти с текущих 22 процентов до 70 процентов к 2030 году и до 80 процентов к 2035-му.
Чтобы достичь заявленных целей, нужны кадры. Для этого Минтруд разработал проект постановления Правительства о реализации пилотного проекта по созданию непрерывной системы подготовки специалистов в области БАС. Реализовать его предложено с 1 января 2024 года по 31 декабря 2029 года.
В документе, опубликованном на портале проектов правовых нормативных актов, предложен перечень возможных наименований профессий рабочих, должностей служащих в сфере БЛА, в том числе здесь значится и агент по страхованию в сфере беспилотных авиационных систем. Появление последнего сегодня выглядит вполне актуальным, считают эксперты «Парламентской газеты».
Ведь в соответствии с Воздушным кодексом РФ страховать гражданскую ответственность на случай причинения вреда третьим лицам при эксплуатации воздушных судов обязаны все их владельцы или эксплуатанты при выполнении полетов или авиационных работ, напомнил «Парламентской газете» зампред Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин.
В частности, статья 131 устанавливает, что при выполнении полетов и авиационных работ в воздушном пространстве России минимальный размер страховой суммы определяется в размере не менее чем два минимальных размера оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования, за каждый килограмм максимальной взлетной массы воздушного судна.
Правила нужно усовершенствовать
С другой стороны, страхование ответственности за падение БПЛА — это дело добровольное, сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе Всероссийского союза страховщиков. Ввиду того что в настоящий момент использование беспилотников во многих случаях запрещено, вряд ли этот вид страхования будет сейчас развиваться. «При этом в целом страхование имущества от падения беспилотников покрывается правилами страхования практически всех крупных страховых компаний, существует и практика выплат, и практика заключения договоров, то есть вся необходимая страховая база есть», — уточнили в пресс-службе.
Однако, как выясняется, услугу эту готовы предоставить не все страховые компании. К примеру, на сайте страхового агентства «Столичный полис» этот инструмент обозначен, но в беседе с «Парламентской газетой» там пояснили, что в настоящее время он не работает, так как не все страховые компании-партнеры спешат по каким-то причинам ее оказывать.
Тогда, может, стоит перевести страхование БПЛА из разряда добровольного в обязательное, как это действует в отношении легковых автомобилей? Как пояснил «Парламентской газете» начальник управления методологии страхования Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Спиров, согласно закону об ОСАГО, обязанность по страхованию гражданской ответственности «распространяется на владельцев всех используемых на территории нашей страны транспортных средств, за исключением отдельных случаев, к которым не относится эксплуатация беспилотных транспортных средств как отдельного вида ТС».
«В целом заключение договоров ОСАГО в отношении беспилотных автомобилей очень схоже со страхованием привычных нам транспортных средств, однако в отношении отдельных требований законодательства об ОСАГО может устанавливаться специальное регулирование на основании соответствующих экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, например в части требования предоставления водительского удостоверения при заключении договора ОСАГО», — сказал эксперт.
Иногда предусматриваются требования и иного характера, напрямую не связанного с этим видом страховки. Например, ряд экспериментальных правовых режимов предусматривал необходимость страхования риска наступления ответственности за причинение вреда в пользу третьих лиц на сумму 10 миллионов рублей в отношении каждого беспилотного (высокоавтоматизированного) транспортного средства.
Нужна удобная страховка
Так или иначе вопрос нуждается в дополнительной проработке, считают в Госдуме. С каждым годом в России становится больше беспилотных летательных аппаратов, отметил Анатолий Аксаков. При этом они отличаются высокой скоростью перемещения и немалым весом и могут причинить серьезный вред в случае падения. А значит, их владельцы должны нести полную ответственность за эксплуатацию и в случае выхода из строя покрывать ущерб третьим лицам.
«При возможных страховых случаях должны действовать нормальные правила, точно так же, как в отношении других транспортных средств. Это диктует сама жизнь. Прогресс не остановить, вскоре вся страна будет покрыта беспилотными летательными аппаратами, используемыми в гражданских целях. Поэтому движение в воздухе должно регулироваться в том числе и страховыми инструментами», — пояснил глава комитета.
Логика и требования времени подсказывают устранить все правовые коллизии, мешающие страховать самодвижущиеся летательные аппараты. «Вполне возможно, какие-то законодательные инициативы в этой сфере вскоре появятся», — уточнил депутат.
При этом процесс страхования должен быть удобным и быстрым для эксплуатантов, а размер страховой выплаты должен покрывать все страховые случаи, в том числе компенсировать возможное причинение вреда имуществу или здоровью граждан в случае падения БПЛА, убежден Артем Шейкин. По его словам, в скором времени беспилотники будут полноценно интегрированы в нашу жизнь. «Поскольку, например, квадрокоптеры и другие виды БПЛА можно использовать не только в развлекательных целях, но и для транспортировки крупногабаритных грузов, осуществления зондирования земли, отслеживания мест возможных чрезвычайных происшествий, доставки товаров, поиска пропавших людей, информационной съемки мероприятий», — заметил сенатор.
Читайте также:
Ещё материалы: Артем Шейкин , Анатолий Аксаков