В России готовят Конвенцию по борьбе с вмешательством в суверенные дела государств
В Совете Федерации считают, что мировому сообществу необходим подобный общепризнанный международный документ
Ведущим международным организациям — таким как ООН, Совет Европы и другим — необходимо включиться в разработку единых «правил игры», подразумевающих неприемлемость внешнего вмешательства во внутренние дела государств. Это может быть зафиксировано в тексте широкой международной конвенции — работа над ней начнётся в России 19 ноября. О том, какие нормы могут войти в новый документ, специально для «Парламентской газеты» рассказал один из инициаторов его разработки, глава Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета Андрей Климов.
- Ваша комиссия на протяжении почти двух лет обращает внимание на то, что законодательство многих стран сильно отстаёт от вызовов, связанных с вмешательством во внутренние дела суверенных государств. Почему так, на ваш взгляд, происходит?
- Прежде всего замечу, что данный факт отмечаем не только мы, но и коллеги в ряде других стран. А тормозит процесс следующее — многие люди, даже образованные и играющие серьёзную роль в мировых процессах, путают два понятия — «влияние» и «вмешательство». В первую очередь речь идёт об информационных процессах. И здесь нашей комиссии удалось нащупать ту грань, где данные понятия явно расходятся.
Когда работающая в России на деньги госдепартамента США структура ведёт очевидно антироссийскую и антигосударственную пропаганду, рассчитанную на жителей конкретной территории и на русском языке, — это вмешательство в суверенные дела России.
Приведу пример. Если «Нью-Йорк таймс» обсуждает события в России, это вмешательство в дела нашей страны? Очевидно, что нет — это рассуждения журналистов, на которые они имеют полное право. Но когда работающая в России на деньги госдепартамента США структура (такая, например, как «Крым. Реалии» или «Сибирь. Реалии») ведёт очевидно антироссийскую и антигосударственную пропаганду, рассчитанную на жителей конкретной территории и на русском языке, — это вмешательство в суверенные дела России.
- Эти различия сейчас не закреплены в международном праве?
- В уставах ООН и ряда других международных организаций закреплён общий принцип, который формулируется примерно так — запрещается любое вмешательство в суверенные дела государств. Но как показывает развитие процессов в мировой политике, этого явно недостаточно. Сегодня мировому сообществу нужен общепризнанный международный документ, в котором учитывались бы все необходимые трактовки внешнего вмешательства во внутреннюю политику.
Мы в комиссии Совета Федерации инициировали подготовку такого документа. По нашему глубокому убеждению, она должна идти при участии широкого круга стран. Обсуждение мы начнём 19 ноября на международном симпозиуме по невмешательству в суверенные дела государств, который пройдёт в Москве на площадке МИА «Россия сегодня». Первыми предложат свои версии новой конвенции российские эксперты. После мы планируем создать при нашей комиссии рабочую группу и представить первые «эскизы», наброски концепции документа до конца года.
- Когда такая конвенция, на ваш взгляд, может быть принята международным сообществом?
- Хотелось бы, чтобы это произошло в 2020 году. Но мы прекрасно понимаем, что работа может затянуться на годы — ожидаем очень сильное противоборство со стороны определённого круга стран.
- Для вас принципиально важно, чтобы эта конвенция была принята на площадке ООН?
- Такой результат работы мы признали бы отличным! Но если конвенция будет одобрена, скажем, в рамках Совета Европы, это нас удовлетворит не меньше.
- Сейчас можете уже сказать, какие именно разделы могут войти в новый документ?
- Мы можем говорить, например, о мерах международного реагирования на вмешательство в суверенные дела государств — это международные санкции по решению Совбеза ООН или право государств на объединение для противостояния угрозе. С другой стороны, речь должна идти о неприемлемости конкретных инструментов вмешательства. Один из них — введение односторонних санкций в обход Совбеза ООН.
Надо установить предельно чёткие «правила игры» — их отсутствие развязывает руки тем, кто провоцирует народные волнения и госперевороты.
Мы ни в коем случае не пытаемся навязать мировому сообществу какие-то свои взгляды. Мы призываем цивилизованно рассмотреть существующую проблему через призму международного права.
Мы хотим побудить наших коллег в других странах, в ООН, Межпарламентском союзе, ПАСЕ, Совете Европы, Парламентской ассамблее ОБСЕ и других организациях заняться вопросом продвижения этих идей. Понятно, что под такого рода конвенциями подписи ставят не парламентарии, а официальные представители государств. Но мы как законодатели впоследствии ратифицируем подобные документы. И сейчас мы предлагаем создать международную рабочую группу, которая предложит концепцию документа. И поработать над тем, чтобы он был принят на самом высоком уровне.
И самое главное, что я хотел бы сказать, это то, что мы ни в коем случае не пытаемся навязать мировому сообществу какие-то свои взгляды. Мы призываем цивилизованно рассмотреть существующую проблему через призму международного права.
Ещё материалы: Андрей Климов