В Петербурге рассказали, как женщины сберегли музеи
В этом году столетие отмечают сразу несколько знаменитых петербургских музеев-заповедников — Павловск, Гатчина, Царское Село и Петергоф. В 1918 году приказом наркома просвещения Анатолия Луначарского бывшие царские резиденции были превращены в храмы культуры. Этот юбилей они решили отметить вместе. В Центральном выставочном зале «Манеж» на Конногвардейском бульваре открылась мультимедийная театрализованная выставка «Хранить вечно».
Посетители ходят по залам в наушника и слушают рассказ девочки Оли, которая родилась в Царском Селе, после революции работала научным сотрудником в Петергофе, в войну эвакуировала вещи из Павловска и всю блокаду берегла их в подвалах Исаакиевского собора, потом восстанавливала из руин Гатчинский дворец. Этот рассказ — страницы дневника, который вела Оля, который читает Алиса Фрейндлих. По мере повествования перед зрителями разворачивается экспозиция: вещи из дворцов, подлинные обломки статуй, колонн, лепнины, разрушенных во время бомбёжек, сцены мучительного восстановления былого великолепия. Дневник охватывает несколько десятилетий жизни музейного работника — до самой смерти Ольги.
Готовя эту выставку, хранители заметили: их профессия, некогда мужская, стала преимущественно женской. Так что открытие экспозиции они приурочили ко Второму Евразийскому женскому форуму, который прошёл в Петербурге 19-21 сентября. Манеж даже стал одно из дискуссионных площадок: там обсуждали тему «Женщины в искусстве».
«По статистике 1946 года на тысячу женщин в музее приходилось 600 мужчин, — рассказала директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. — Всегда мужская профессия архитектора-реставратора вообще стала чисто женской, и сейчас из десяти выпускников строительного института по этой специальности девять человек — девочки. Я осмелилась и спросила почему так. И девочка мне честно ответила: «Потому что это очень тяжёлая работа». Музей есть был и будет пространством женского труда».
«Никто никогда не сможет посчитать, хоть в килограммах, хоть в километрах, тот вклад, который женщины вносят в культуру, в международное культурное сотрудничество, — заметила статс-секретарь Министерства культуры Алла Манилова. — Мы знаем только одно: вклад культуры, который мы называем «мягкой силой», как и вклад женщин ничем другим компенсирован быть не может».
Даже в Госдуме, где подавляющее большинство за мужчинами, в Комитете по культуре — обратная ситуация. «Застрельщиками всех новаций у нас являются женщины, и это мужчинам приходится бороться за гендерное равенство, — усмехнулась актриса и депутат Елена Драпеко. — В нашей жизни параллельно существуют две взаимоисключающие парадигмы. С одной стороны, идёт глобализация, процветает феминистский экстремизм, когда женщина не позволяет даже себя в дверь пропустить. А с другой стороны, идёт наступление традиционализма, наше Евразийское пространство сохраняет традиционные ценности. Но в нём есть опасная тенденция: угнетение женщин. И надо как-то выдерживать эту линию между раскрепощением женщины, её участием в политической и экономической жизни и сохранением гендерной разницы между мужчиной и женщиной. Нельзя позволить сделать из женщины унисекс».
«И наш музей сотворила одна великая женщина, — развила тему директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева. — Её звали Мария Фёдоровна, она была императрицей, женой Павла I. Она сотворила Павловск в прямом, а не в переносном смысле. Она была очень требовательным заказчиком, умела работать с архитекторами. И она там создала свой мир. Чем велик Павловск — тем, что самое лучшее достижение в мире стиля классицизм».
Вера Дементьева призналась, что не согласная с расхожим утверждением, что за каждым великим мужчиной стоит великая женщина: «Она стоит не за, она стоит рядом, она с ним в сотворчестве».
Заместитель председателя Постоянной комиссии по внешним связям парламента Армении Эрмине Нагдалян, так как она никогда не работала в сфере культуры, говорила скорее как мать пятерых детей: «Культурное наследие — это бесценный капитал, который позволяет любой нации обеспечить уважение и признание мирового сообщества, уважение и признание поколений».
А после дискуссии участницы форума надели наушники и отправились на выставку. У многих увиденное и услышанное вызвало на глазах слёзы.
«Руины, оставшиеся после войны, и то, как музейные работники поднимали из них дворцы, поражает, — призналась Вера Никитина из Красноярска. — Я даже не подозревала, что восстановление длится до сих пор, что оно растянулась на столько десятилетий! Это титанический труд, я даже не могу представить, как вообще можно из груды обломков вернуть ту красоту, которую я видела в Петергофе или Царском Селе. Их же разрушили полностью, а сейчас посмотрите — там всё стоит, будто и не было войны. И, оказывается, это было сделано и делается до сих пор руками женщин. И, конечно, голос Алисы Фрейндлих, этот дневник позволяют взглянуть на музейную работу с новой стороны. Потрясающе».
Выставка «Хранить вечно» будет работать в Конногвардейском манеже до 15 октября.