В Пекине узаконят четвёртую власть
Китай выводит борьбу с коррупцией на конституционный уровень
Председатель КНР Си Цзиньпин на съезде ВСНП. Фото: REUTERS/Jason Lee
В Пекине 5 марта открылась сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), высшего органа законодательной власти КНР. Эта сессия проводится ежегодно, но нынешняя её повестка имеет стратегическое значение, определяющее развитие республики на много лет.
До пенсии Си далеко
Главная новость, по мнению мировых СМИ, в том, что будут сняты ограничения по срокам полномочий председателя Китая и его заместителей. Таким образом, Си Цзиньпин с высокой долей вероятности не покинет свой пост в марте 2023 года, как предусмотрено действующей пока Конституцией, а сможет руководить страной вплоть до момента, когда будут достигнуты «промежуточные цели по построению процветающего социалистического общества». По определению правящей Коммунистической партии Китая, это должно случиться в 2035 году. Тогда Си Цзиньпиню исполнится 82 года, что выше на два года среднемирового уровня и равно среднестатистической продолжительности жизни в Китае и вовсе не считается возрастом дряхлости.
Бесспорно, новая норма не означает, что руководитель КНР её обязательно использует. Важнее другое: китайцы отказываются от догмы американского образца, которая ограничивает двумя сроками руководство страной, исходя из сугубого прагматизма — зачем менять руководителя, при котором страна последовательно развивает экономику, обеспечивая рост доходов и уровня жизни. В этом Китай демонстрирует ошеломляющие успехи: за восемь лет с 300 до 80 миллионов человек сократилось число живущих за чертой бедности при росте среднедушевого дохода до 30 тысяч долларов в год!
Новая норма означает, судя по всему, и другое: нанесён удар по надеждам США на «генерацию молодых прозападных прагматиков», которые пришли бы на смену «пятому поколению руководителей КНР» и, видимо, должны были действовать в интересах «золотого миллиарда».
Намечено обновить и фундаментальные принципы Конституции как основы социалистического государства: в неё будут внесены поправки Си Цзиньпиня, ставшего при жизни классиком марксизма-ленинизма. Эти поправки уточняют и развивают теорию социализма с китайской спецификой, учитывая особенности современного развития. Всего депутатам ВСНП будет предложено рассмотреть 14 тезисов — от подтверждения постулата «партия руководит всем» до необходимости «обеспечить гармоничную синергию человека и природы» и, конечно, «продолжать обеспечивать и улучшать жизнь народа в процессе развития», разрешая «противоречие между постоянно растущими потребностями народа в прекрасной жизни и неравномерностью и неполнотой развития».
«Мух» от «тигров» не отделяют
Видимо, это противоречие определило и то, что в Конституции КНР отдельным пунктом провозглашена необходимость «Продолжать всестороннее устрожение партийной дисциплины и борьбу с коррупцией». Дело в том, что упомянутый конституционный эвфемизм «неравномерность развития» скрывает острейшую экономико-идеологическую проблему китайского общества: громадное, в сотни тысяч, количество миллионеров не только является источником враждебной социализму идеологии, но и коррумпирует государственный аппарат на всех уровнях. В Китае внимательно изучают причины развала СССР и считают, что не в последнюю очередь эта трагедия произошла под влиянием «теневых миллионеров», которые растлили взятками правящую верхушку и в итоге прорвались к власти, пожертвовав государством ради узкокорыстных целей.
Именно поэтому в КНР идёт масштабная борьба с коррупцией. И не только в отношении руководителей провинциального и окружного уровня («мухи» в образной китайской официальной терминологии), но и с «тиграми» — деятелями высших эшелонов власти, включая политбюро и генералитет. С 2012 года по данным Центральной комиссии по проверке партийной дисциплины к ответственности, вплоть до уголовной, были привлечены 1,53 миллиона китайских коммунистов, включая 200 «тигров». А буквально накануне сессии ВСНП был обвинён во взятках и снят с должности Ян Цин, член ЦК КПК и ответственный секретарь Госсовета (правительства. — Прим. «ПГ») КНР (должность примерно соответствует российскому первому вице-премьеру. — Прим. «ПГ».).
Антикоррупционные проверки в КНР проводят вовсе не правоохранительные органы, которые также подвержены коррупции, а особые независимые антикоррупционные агентства-комиссии. И самая объёмная поправка в Конституцию включает эти агентства в список органов государственной власти наряду с исполнительной, законодательной и судебной!
Чем будет гарантирована независимость новой «четвёртой власти»? Руководство центральной проверочной комиссии будет назначать ВСНП — высший орган законодательной власти в КНР. В поправках особо оговаривается, что представители других ветвей власти не могут влиять на работу проверочных комиссий, которые выводятся из сферы контроля Госсовета Китая.
Чем обусловлено это новшество? Масштабы взяток и злоупотреблений всех видов не уменьшаются, несмотря на жёсткость и последовательность борьбы с ними. Именно поэтому коррупция была признана «врагом номер один», способным «развалить коммунистическую партию и разрушить государство». Поможет ли ликвидировать этого врага новый, беспрецедентный в мировой практике конституционный статус антикоррупционных органов? Ответ на этот вопрос весьма актуален и для России.