В ПДД предложили ввести порядок взаимодействия с беспилотными авто
Общественная палата России собрала лучшие инициативы по реформированию главного дорожного закона
Структурировать правила от простого к сложному, прописать аспекты взаимодействия водителей и операторов беспилотного транспорта и избавиться от устаревших запретов — такие предложения по изменениям в ПДД, новая редакция которых сейчас находится в разработке, вошли в итоговый документ Общественной палаты России. О том, как следует изменить Правила дорожного движения, «Парламентской газете» 29 января рассказал заместитель председателя комиссии Общественной палаты по безопасности и взаимодействию с ОНК Александр Холодов.
Дорогу роботам
Прежде всего значительная часть предложений связана с изменением структуры новых правил.
«На наш взгляд, ПДД должны строиться от простого к сложному. Сначала раздел о правах и обязанностях пешехода, потом — водителей велосипедов, потом — средств индивидуальной мобильности: электрических самокатов, моноколес и так далее, — пояснил Александр Холодов. — Чтобы человек по мере того, как он осваивает все более и более серьезные и технологичные средства передвижения, осваивал и связанные с ними правила дорожного движения».
Кроме того, отметил собеседник издания, отдельный раздел документа посвящен предложениям, которые призваны увязать на дорогах России водителей и беспилотный транспорт.
«Даже те же роботы-доставщики при всей их кажущейся миниатюрности и незначительности влияют на дорожное движение, — констатировал Холодов. — Недавно у моего знакомого произошла ситуация, когда он, выезжая на машине, наткнулся на такого робота. Знакомый его пропускает, а робот не двигается. Как поступать в такой ситуации? Получается своего рода лакуна — технически беспилотный транспорт у нас уже есть, его можно запускать на улицы, а вот никаких юридических основ под него не подведено. Это, безусловно, нужно исправить».
Привел Александр Холодов и другой пример: перекресток Невского проспекта и Казанской улицы в Санкт-Петербурге.
«Казанская улица небольшая, машин там немного, зато очень плотный пешеходный поток, — пояснил эксперт. — По идее, беспилотный автомобиль должен пропускать пешеходов. Но если он будет так делать, он с этим перекрестком никогда не справится и будет стоять там вечно. И таких перекрестков и улиц немало по России. Или, например, желтый сигнал светофора. Поскольку роботу не объяснишь понятие «приготовиться», желтый для него должен быть знаком остановки. А если для него, то и для обычных водителей, получается, тоже. Возможно, проезд на желтый свет следует сделать нарушением правил, но штраф за это не взимать».
«Разгрузить» и «прояснить»
Кроме того, отметил Александр Холодов, в действующей редакции ПДД накопилось немало установок, которые по современным меркам могут считаться либо устаревшими, либо недостаточно четко прописанными, либо попросту излишними.
«Здесь один из самых ярких примеров — использование мобильного телефона во время движения, — уточнил эксперт. — В ПДД сказано четко: за рулем по телефону нельзя разговаривать! А сообщения в мессенджерах отправлять, получается, можно? Или играть в онлайн-игры? На наш взгляд, этот пункт можно прописать куда как более понятно и четко, например, запретить, чтобы телефон во время движения находился у водителя в руках. А отвечать на срочные звонки можно и по беспроводной гарнитуре».
Другой похожий пример, по словам Александра Холодова, — требование, предписывающее водителям останавливаться не менее чем в пятнадцати метрах от знака автобусной остановки.
«Допустим, в прежние времена, когда ПДД только формировались, экономили краску для нанесения разметки, — отметил собеседник издания. — Но сейчас-то вроде бы с этим проблем нет. Так что мешает просто нарисовать ограничительную разметку и не заставлять водителя каждый раз высчитывать эти пятнадцать метров в уме?»
Таких предложений, по словам Холодова, в итоговом документе скопилось достаточно. Однако далеко не факт, что все они будут учтены при подготовке чистовой версии новых правил.
«Решение, конечно, будет принимать Правительство, тут мы никакими полномочиями не обладаем, — заключил эксперт. — Но все же, на наш взгляд, должно состояться некое трехстороннее обсуждение с участием ГИБДД, Минтранса как профильного ведомства и Общественной палаты, уже собравшей и систематизировавшей несколько сотен предложений от самих граждан. Пока что никаких, даже предварительных, разговоров о том, когда такое обсуждение состоится и состоится ли вообще, не велось — будем ждать, когда нас пригласят».
Тем временем
Также Общественная палата предложила создать межведомственную рабочую группу по совершенствованию ПДД.
«Учитывая, что сфера безопасности дорожного движения имеет межотраслевой характер и высокую социальную значимость, одно из предложений Общественной палаты — объединить усилия государства, общества и бизнеса для обеспечения эффективного взаимодействия в решении вопросов совершенствования ПДД, а именно — создать рабочую группу с представителями профильных федеральных органов исполнительной власти», — сообщили в пресс-службе палаты.
Читайте также: