В Оленегорске была резиденция Фиделя Кастро
Россия возвращается в Арктику.
Недавно по каналам информационных агентств прошли сообщения, что на Новой Земле в ближайшее время будет построено порядка 15 объектов военной и социальной инфраструктуры — технические позиции зенитных ракетных частей и авиации, инженерные сооружения и коммуникации, общежитие для личного состава.
За этими словами сегодня стоит не только возобновление освоения высокоширотных территорий страны, поиск и разработка полезных ископаемых. Это еще и почти забытая история освоения северных земель Российским, а в ХХ веке — Советским государством. У этой истории много славных страниц, которые вписали военные, шедшие зачастую впереди гражданских специалистов. Их опыт выживания и особенно строительства крупных баз в трудных арктических условиях востребован и сегодня. И есть кому передать этот опыт современным покорителям Российского Севера.
Первое совещание: полковник Шумилов назначен начальником Северовоенморстроя
|
В середине шестидесятых годов прошлого века в заполярном Оленегорске началось строительство объекта противоракетной обороны Советского Союза — радиолокационной станции Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Стройка была настолько значимой для защиты страны, что сюда с инспекцией прибыло высокое начальство. Когда ему был предложен список докладчиков, среди академиков и старших офицеров был один старший лейтенант Леонид Шумилов - начальник стройки. Начальство придирчиво оглядело фигуру высокого, худого Шумилова и посетовало: «Ну что это, старшего лейтенанта с академиком сравняли». «Не смотрите на звание, — последовал ответ, — послушайте его, он много интересного расскажет…»
С тех пор прошло свыше полувека. Шумилов стал генерал-полковником, доктором технических наук, лауреатом премии Совета Министров СССР, кавалером многих орденов. Сегодня у него за плечами немало выдающихся строек, в том числе и руководство работами при создании космического наземного комплекса «Энергия-Буран» — российского аналога американского «Шаттла». Но начиналось все на Севере, где он провел двадцать лет жизни.
- Леонид Вениаминович, почему в те годы придавали такое значение строящемуся в Оленегорске объекту?
- Радиолокационная станция типа «Днепр», которая возводилась в Оленегорске, была рассчитана на обнаружение баллистических ракет, запускаемых из подводных лодок НАТО в акваториях Норвежского, Северного и Средиземного морей. Ее строительство позволяло уверенно контролировать космическое пространство и ввести в действие систему раннего предупреждения о ракетном нападении. Имелось и еще одно обстоятельство. Это была, если так можно выразиться, вторая проба сил — РЛС такого типа попытались создать под Иркутском, но неудачно — проектировщики не учли особенности местных грунтов.
О значении, которое придавалось стройке, можно судить по такому факту — для главного конструктора радиолокационных станций СПРН академика Минца был построен дом и он все годы, пока шло строительство, находился в Оленегорске, вникая в мелочи и тонкости возводимого объекта.
Кстати, у Оленегорска в то время было не только военное значение — здесь находились «воздушные ворота» на Кубу. В те годы с подачи США самолеты с руководителями Острова свободы не пропускались западными странами…
1963 год. Фидель Кастро с медвежонком
Фото ТАСС |
- Санкции?
- Точнее сказать, тотальная блокада. Кубинцы летали в Москву и обратно через Кольский полуостров. Иногда случалось так, что над Кубой гремели грозы и остров не мог принять воздушные суда. Возможности самолетов были ограничены, существовала так называемая точка возврата, нужно было «переждать» грозу. В Оленегорске построили резиденцию для руководителей Кубы, которые ожидали здесь летной погоды, где мы изредка могли лицезреть команданте Фиделя Кастро и его соратников.
- Леонид Вениаминович, а какие еще объекты вам довелось строить на Севере?
- На Севере я прослужил двадцать лет. В 1958 году прибыл выпускником Высшего инженерно-технического училища ВМФ в город Полярный и начал свою трудовую биографию начальником строительного участка. Впоследствии возглавлял «Спецстрой-700» на Новой Земле и Северовоенморстрой — строительное управление Северного флота.
Начинал я с сугубо мирного хлебозавода, далее поручили возведение двух серьезных хранилищ: одно для торпед, второе для ракет. С началом Карибского кризиса началось срочное возведение ракетных шахт — это был первый опыт строительства подобных сооружений. Потом был объект в Оленегорске, о котором уже шла речь. Масштабная была стройка, трудилось на ней свыше шести тысяч строителей, причем работали круглосуточно и без выходных.
При моем активном участии обустраивался поселок Губа Ягельная — ныне Гаджиево, база атомных подводных лодок Северного флота. Здесь за короткий срок создали современный населенный пункт, в котором были госпиталь, школа, ясли, детский сад и даже родильный дом. Эта база играла и до сих пор играет важную военную роль — натовцы окрестили ее «осиным гнездом»…
Замечу, что сразу после Великой Отечественной войны все пункты базирования Северного флота находились внутри Кольского залива, но постепенно началось активное освоение Арктического побережья. Одним из наиболее важных и сложных объектов был причальный фронт для базирования атомных подводных лодок в Гремихе, который сооружался на берегу Баренцева моря, где лишь скалы да сопки. На весь цикл работ, который включал в себя разработку каменного карьера, отсыпку дамбы длиной 1200 метров, отсыпку «корней» плавучих тяжелых причалов и их бетонирование, было отведено всего полгода. Перед этими масштабами меркли древнеегипетские пирамиды. И, тем не менее, в заданные сроки были установлены причалы, обустроена территория и сделано углубление дна акватории.
Помню, как с объектом знакомился главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков. Это был волевой, требовательный, строгий человек. Его, сравнивая с древнеримским богом морей и потоков, называли «военным Нептуном». Сергей Георгиевич придавал большое значение этой стройке. Когда мы на большом противолодочном корабле прибыли в Гремиху, ему сообщили: в Доме офицеров накрыт завтрак, но он отказался и приказал двигаться в Островную смотреть дамбу. Главком пошел по ней и, дойдя до половины, спросил: «Кто командует стройкой?» Я ответил: «Подполковник Петров Борис Григорьевич». Он взял у адъютанта золотые часы и вручил их Петрову…
Атомная подводная лодка (АПЛ) К-19 проекта 658 Североморск
Фото PhotoXPress |
- А в чем особенности северного строительства?
- Особенности зависят от региона Арктики. Скажем, Новая Земля стоит на вечной мерзлоте, а Кольский полуостров, Мурманская и Архангельская области расположены на скальных и очень прочных породах.
Если же говорить о климате, то также имеется разница. Территория Кольского полуострова омывается Гольфстримом, и температура тут как бы не очень низкая. Но такая высокая влажность, что при минус 25 градусах испытываешь дикий дискомфорт. Если же вернуться к Новой Земле, то там дикие ветра, архипелаг в литературе иногда даже называют «Страной ветров».
-И как вы учитывали эти особенности?
-На Кольском полуострове, как я уже говорил, грунт был гранитным, и это потребовало мощных взрывных работ. К счастью, еще будучи курсантом в училище, получил хорошие уроки взрывного дела, которые лично мне здорово пригодились при строительстве подземных хранилищ. Особенно в 1962 году. Меня вызвал начальник Северовоенморстроя полковник Борис Лившиц и рассказал о совещании, которое состоялось у министра обороны Маршала Советского Союза Родиона Малиновского. На Кольском полуострове предстояло оборудовать шахтные позиции полка стратегических ракет. Для этого предполагалось привлечь проходчиков из Донбасса и Кузбасса, метростроевцев. А их не хватало даже на гражданке. Министр выразил озабоченность — могли пострадать сроки и качество предстоящего строительства. Тогда полковник Лившиц доложил министру, что мы пройдем проходку своими силами, создавать одну из них поручалось мне. Два года у нас не было ни выходных, ни отпусков, но шахты для стратегических ракет мы сдали первыми.
- А специфика строительства на Новой Земле?
- В 1969 году меня назначили начальником «Спецстроя-700» на Новой Земле, где находился «Объект-700» — полигон для испытаний новых видов ядерного оружия. Здесь есть три варианта погоды. При третьем варианте дети в сад не идут, первые четыре класса — в школу, их мамы освобождаются от работы, машины из гаража не выходят. При втором варианте дети не идут в школу, мамы малышей — на работу, движение по гарнизонам ограниченно. Ну а первый вариант — это значит: выход пешеходов на улицу запрещен, значит, дует такой ветер, при котором человек может задохнуться.
В такое время из дома лучше не выходить. Но вот звонок: на 4-м километре, на строительстве дизельной электростанции, у военных строителей не оказалось сухого пайка. Старшина роты отобрал 15 самых крепких, связал их веревкой, сам с ними, и они пошли в военно-строительный отряд, чтобы принести сухой паек на всех. Вышли, но в отряде не появились.
Решил вместе с заместителем идти их искать. В левом кармане у меня еда для дежурного по штабу, в правом — пистолет, защита от белых медведей. Упасть нельзя, ветер буквально держит на весу. Решили задействовать тягач — только он может устоять под таким ветром. Я и водитель в кабине, снег законопатил стекла, сидим, как в яме. Сзади за машиною, прячась от ветра, идет мой заместитель — он привязан к тягачу, осторожно ногами «щупает» дорогу и по рации передает мне в кабину: «левее, правее». Я транслирую эту информацию водителю, и мы, буквально на ощупь, ползем вперед. Наконец нашли «пропавших» военных строителей на «ферме» — так мы называли здание, в котором содержалось несколько коров, купленных для детского сада. Их тут накормили, они обессилели и не могли уже двигаться. Их привязали к тягачу, и мой заместитель потянул их в расположение. В таких условиях мы и жили, и трудились.
Но тут же еще и вечная мерзлота. В «столице» Новой Земли, поселке Белушья Губа, предстояло построить несколько жилых домов. Здания здесь возводились на кирпичных столбах, чтобы фундамент продувался и не таяла мерзлота. Для этих столбов предстояло выкопать ямы размером метр на полтора и глубиною до двух с половиною метров. Но в СНиПе была одна важная пометка: количество льда в грунте в основании фундамента не должна превышать 8 процентов. Вот мы и копали эти ямы для столбов, все углублялись, а льдистость не уменьшается. Пошли на 3, потом 4 метра!
Я решил узнать, есть ли другие способы, и выяснил, что в Норильске фундамент строят на вморажеваемых сваях. Бурятся отверстия глубиною 6-7 метров, в них вмораживаются железобетонные сваи, на которых потом размещают здание. Я попросил пересчитать по такой методике пятиэтажный дом, строительство которого мы начинали. Расчеты показали, что при экономии времени прочность дома даже увеличивается. Все эти документы отправил нашим проектировщикам, но те ответили, что у них нет такой практики, нет права вносить подобные изменения и ответственности на себя они не берут. Но я решил на свой страх и риск строить по норильскому варианту.
Сделали основание, начали кладку, дошли до третьего этажа. Но тут приезжает начальник 6-го управления ВМФ вице-адмирал Александр Вощинин и строго спрашивает: кто разрешил вот так строить — без проектной организации, без необходимого заключения специалистов. Я объяснил, что методика взята у норильских коллег, что, к сожалению, никто из проектировщиков ничего не хочет решать, а дело страдает.
Для решения спора были присланы самые высокие авторитеты в этой области — ученые НИИ вечной мерзлоты во главе с его руководителем. Для них эта командировка была очень кстати, так как они готовились к строительству Байкало-Амурской магистрали, а там были схожие условия. Они приехали, посмотрели, как строили ранее и как я предложил, и приняли нашу сторону. Сделали специальное заключение и даже сказали, что тот коэффициент перестраховки, который мы заложили, избыточен. А если бы мы сваи засыпали не выбуренным грунтом, а цементно-песчаной смесью, то можно было бы даже треть свай сэкономить. С тех пор на Новой Земле строят на сваях.
Беседовал Владимир Галайко