В Минобрнауки намерены изменить методику заключения контрактов в вузах для защиты педагогов
Во многих случаях показатели и критерии эффективности деятельности вузовских преподавателей в трудовых договорах проработаны недостаточно чётко — это позволяет использовать «эффективные контракты» как «средство борьбы с неугодными сотрудниками». Об этом заявил замминистра науки и высшего образования России Пётр Кучеренко.
Как показывают опросы, проведённые в нескольких десятках вузов страны, каждый четвёртый преподаватель считает, что переход на систему «эффективного контракта», которая внедрена несколько лет назад в РФ, осуществляется принудительно.
Согласно правилам «эффективного контракта», руководство вуза в отношении каждого своего работника должно установить критерии и оценки эффективности, размер оплаты труда и дополнительных вознаграждений. Однако, как отметил замглавы Минобрнауки, в подходах к установлению показателей эффективности имеет место формализм, что серьёзно понижает мотивацию сотрудников. Как показывает анализ применения новых контрактов, проведенный Общероссийским народным фронтом и Общероссийским профсоюзом образования, зарплата педагогов уменьшилась, а нагрузка и давление на них возросли.
15 сентября в Госдуму внесëн законопроект, устанавливающий обязанность заключать договор с преподавателем вуза на срок не менее трёх лет. Как подчеркнула одна из авторов инициативы сенатор Ирина Рукавишникова, это должно остановить порочную практику принуждения педагогов к заключению контрактов, что стало следствием злоупотреблений управленческого аппарата вузов в процессе перехода на модель эффективных контрактов.
Пётр Кучеренко подтвердил, что в России «имеет место практика, когда эффективный контракт превращается в средство борьбы администрации с неугодными сотрудниками», что «противоречит духу и букве законодательства об образовании». В связи с этим в Минобрнауки считают нужным скорректировать методические рекомендации по заключению «эффективного контракта» с вузовским педагогом.
В частности, Кучеренко считает, что «в рамках новых эффективных контрактов мы должны предусмотреть новые формы защиты преподавателей». По его словам, такие предложения будут собраны и обсуждены Минобрнауки до конца 2020 года. Замминистра также предложил создать для обсуждения данного вопроса специальную рабочую группу из сенаторов и представителей министерства на площадке Совета Федерации.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.