В Конституции предлагают закрепить понятие «федеральная территория»
Обсуждение поправок комментирует сопредседатель рабочей группы сенатор Андрей Клишас
6 февраля 2020 года на заседании рабочей группы по подготовке поправок к Конституции Российской Федерации высказано предложение о закреплении в поправках понятия «федеральная территория». Предложенную инициативу прокомментировал в интервью Парламентской газете сопредседатель рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, официальный представитель Президента Российской Федерации при рассмотрении проекта закона о поправках Андрей Александрович Клишас.
- Андрей Александрович, как бы Вы могли прокомментировать предложение о закреплении в поправках к Конституции понятия «федеральная территория»?
- Данное предложение члена рабочей группы мы внимательно изучим, оно требует дополнительной проработки.
При этом ни у кого не вызывает сомнений, что территории с особым статусом имеют особенности управления. К их числу, например, относятся закрытые административно-территориальные образования, особо охраняемые природные территории, Арктическая зона. Это обусловлено повышенными требованиями к обеспечению безопасности, защиты и охраны окружающей среды (например, озера Байкал, Кавказских Минеральных Вод) или же к созданию условий по повышению инвестиционной привлекательности.
Поэтому система управления на данных территориях требует специального регулирования.
Такой подход не является новым, он получил распространение в федеративных государствах и в странах англосаксонской правовой системы.
- Вы могли бы привести примеры государств, в которых существует подобная практика?
- Территории со специальным правовым режимом существуют в США, Канаде, Австралии, Индии и Малайзии. Такой режим предполагает особые полномочия и прямое подчинение органов власти территорий федерального подчинения органам и должностным лицам федерального центра.
Так, в США существует 14 федеральных территорий, представляющих собой субнациональные административные единицы, которые не входят в какой-либо американский штат и находятся под контролем федерального правительства США. Особой административно-территориальной единицей в США является Округ Колумбия, не входящий ни в один из штатов. По своему правовому статусу данная территория схожа с территорией прямого федерального подчинения. Конгресс США обладает полной юрисдикцией в отношении Округа Колумбия и может отменять принятое на местном уровне регулирование.
Канада разделена на 10 провинций и 3 территории. В отличие от провинций территории Канады имеют только те полномочия, которые делегированы им федеральным правительством.
В Австралии помимо 6 штатов также образованы 10 федеральных территорий. Существенной особенности федеральных территорий является широкая возможность федеральных властей по регулированию отношений, складывающихся на той или иной федеральной территории, выходя за установленную Конституцией Австралии сферу ведения, распространяющуюся в отношении штатов.
В Индии восемь так называемых «союзных территорий» с особым статусом. Союзные территории находятся под юрисдикцией федерального Президента в силу Конституции Индии. Президент может посредством указа приостановить действие какого-либо положения закона, принятого в отношении союзной территории.
В Малайзии существует три территории прямого федерального подчинения. Закрепляемый Конституцией Малайзии правовой статус штатов Малайзии не распространяется на федеральные территории. Управление данными федеральными территориями относится к ведению федерации и осуществляется федеральным правительством.
- Как Вы считаете, будет ли поддержана данная инициатива?
- Предложение члена рабочей группе о необходимости закрепления в Конституции возможности создания федеральных территорий, которые не будут входить в состав территорий субъектов Российской Федерации, заслуживает особого внимания.
Данную идею мы будем детально прорабатывать и обсуждать с представителями субъектов Российской Федерации. Решение, которое будет принято по данному вопросу, должно учитывать позицию регионов. Оно должно быть консолидированным.
В случае поддержки данной инициативы необходимо будет подготовить специальный закон.
Инициатива о закреплении возможности создания федеральных территорий будет находиться в центре особого внимания Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко.
Уже сегодня наш Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству совместно с Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству займемся проработкой высказанной инициативы.
По итогам данной работы будут подготовлены согласованные предложения и выработаны оптимальные решения.