В Госдуму внесли законопроекты о невыполнении постановлений ЕСПЧ
Законопроект: № 124020-8
Депутаты Госдумы Павел Крашенинников и Даниил Бессарабов («Единая Россия»), а также сенаторы Андрей Клишас и Владимир Полетаев внесли на рассмотрение палаты два законопроекта (№ 124013-8 и № 124020-8), согласно которым в России не будут исполняться постановления Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), вынесенные после 16 марта 2022 года.
Россия 15 марта официально объявила о выходе из Совета Европы и Европейской конвенции по правам человека, отметив, что будет выполнять решения Страсбургского суда при условии их соответствия Конституции РФ. В тот же день члены ПАСЕ проголосовали за исключение России из организации, членство было остановлено с 16 марта. Комментируя выход их СЕ, зампред Совета Федерации Константин Косачев назвал в качестве единственной потери России механизм защиты прав россиян в ЕСПЧ, но не исключил, что такие институты могут формироваться в СНГ, ЕАЭС, в общем евразийском контексте.
«По моему мнению, членство России в Совете Европы и возможность для граждан обратиться в Европейский суд по правам человека носило положительный характер. Однако в последнее время стало сильно политизироваться», — отметил один из авторов законопроекта, глава Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Он подчеркнул, что после прекращения членства России в Совете Европы необходимо юридическое оформление этого факта и внесение изменений в соответствующие законодательные акты страны.
«Наш развод с ЕСПЧ должен получить законодательное оформление. Планируем это сделать в соответствии с Конституцией и законами России», — написал в своем Telegram-канале председатель Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
В частности, законопроектами предлагается установить предельный срок исполнения в России постановления ЕСПЧ. Предлагаемое ограничение основано на дате принятия решения о прекращения членства Российской Федерации в СЕ, то есть 16 марта.
По словам Крашенинникова, чтобы избежать возникновения «вакуума» в исполнении решений, один из проектов закона предусматривает возможность осуществления Генпрокуратурой до 1 января 2023 года выплат компенсации заявителю по постановлениям ЕСПЧ, вынесенным до 16 марта этого года.
Читайте также:
• Клишас: Права россиян защищены гораздо лучше прав многих европейцев • Косачев: России нет смысла возвращаться в СЕ и ПАСЕ в их нынешнем виде
Помимо этого, проектом документа в процессуальное законодательство вносятся изменения, которые касаются пересмотра судебных актов, принятых российскими судами, на основании постановлений ЕСПЧ. Такие постановления не будут основанием для пересмотра.
Согласно второму законопроекту, постановления ЕСПЧ не будут основанием для отмены вступивших в законную силу судебных решений, а также для возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В то же время для защиты прав, свобод и интересов россиян предполагается создание дополнительного компенсаторного механизма.
Ранее Андрей Клишас заявил, что права и свободы россиян защищены намного лучше, чем жителей многих европейских стран. По словам сенатора, пока Россия была участником СЕ, Конституционный суд формулировал свои решения на основании европейских стандартов, которые заложены в правовых позициях Европейского суда по правам человека.
Ещё материалы: Павел Крашенинников, Андрей Клишас, Константин Косачев