В Госдуме решается судьба проекта закона о запрете англицизмов в рекламе
В Правительстве идею такого запрета не поддержали, теперь слово за депутатами
Комитет Госдумы по экономической политике 17 октября рассмотрит резонансный закон о запрете использования англицизмов в рекламе, разработанный еще в 2022 году. Несмотря на долгий путь, инициатива по-прежнему представляется сомнительной, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя этого комитета Михаил Делягин, хотя и шансы у нее все-таки есть. Подробности — в нашем материале.
«Язык — стержень культурного кода»
Законопроект внесли в Госдуму еще в конце 2022 года. Он является поправкой к Федеральному закону «О рекламе», а именно — к статье пятой, где, помимо прочего, перечисляются вещи, которые в рекламе являются недопустимыми. К их списку законопроект добавляет еще один пункт:
«[запрещается] использование алфавитов не на графической основе кириллицы, за исключением указания фирменных наименований и товарных знаков, прошедших государственную регистрацию».
Как отмечали сами авторы инициативы в пояснительной записке, текст следует воспринимать как «стержень культурного кода», а значит, оберегать его и не допускать никаких искажений, в особенности умышленных.
«Кириллическая письменность — это основа нашего культурного кода, которая дает возможность сохранить самобытность в условиях активного продвижения мировой массовой культуры. Защита кириллицы важна для сохранения целостности Российского государства. Зрительное опознавание знаков привычного кириллического алфавита играет объединяющую роль в социуме, — говорится в пояснении. — Результат воздействия рекламы на общество не ограничивается регулированием потребительского поведения людей. Реклама способна оказать культурное и социальное воздействие на потребителя и на общество. Особенно сильно влияет реклама на сознание молодежи. Искажение путем замены кириллического алфавита латинским влияет на понимание русского слова и русской речи в целом. Это способствует неправильному восприятию у молодежи культуры родного языка, а также искажению разговорной речи».
До рассмотрения в первом чтении законопроект вызвал жаркую дискуссию между парламентариями, учеными и общественниками. Так, председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин выразил опасение в том, что запрет латиницы может негативно сказаться на экспорте некоторых российских товаров за рубеж.
«Одни коллеги абсолютно согласны с такой позицией, — писал он в своем телеграм-канале. — Другие считают, что отсутствие тех же иероглифов или латиницы на сувенирах или других товарах, отражающих культурный аспект той или иной страны, может негативно отразиться на развитии ряда направлений предпринимательства».
Председатель комитета также провел в Telegram опрос об инициативе. Три четверти ответивших считают, что проект следует доработать.
«Если мы озабочены чистотой языка, начинать нужно не с этого»
А вскоре инициатива еще и получила отрицательный отзыв Правительства. Кабмин указал на то, что русский язык в рекламе от необоснованных заимствований и так достаточно защищен.
«Русский язык в качестве государственного языка Российской Федерации подлежит обязательному использованию в том числе в рекламе, алфавит русского языка строится на графической основе кириллицы, при этом не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, — говорится в отзыве. — При этом в сфере рекламы наряду с государственным языком Российской Федерации могут использоваться государственные языки республик, находящихся в составе Российской Федерации, другие языки народов Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные языки.
Таким образом, указанные требования являются достаточными для противодействия необоснованному использованию некириллических алфавитов при распространении рекламы в Российской Федерации».
Тем не менее уже в четверг, 17 октября, законопроект планируют рассмотреть на заседании Комитета Госдумы по экономической политике. Однако его представители, судя по всему, к инициативе относятся прохладно.
«Вот скажите мне, слово «президент» является англицизмом? — задался вопросом в разговоре с «Парламентской газетой» первый заместитель председателя комитета Михаил Делягин. — А компьютер? А название бренда SONY?»
Парламентарий не сказал однозначно, планирует ли комитет поддерживать инициативу или нет, отметив лишь, что «шансы есть». Но при этом указал на то, что она не вполне отвечает декларируемым принципам защиты и сбережения русского языка.
«Если мы уж озаботились вопросами чистоты языка, то нам следовало бы для начала перевести на кириллицу все вывески, — подчеркнул собеседник издания. — То есть чтобы было не SONY, а СОНИ и рядом логотип».
Читайте также:
• Пушков предложил «оздоровить» названия на вывесках в российских городах
Ещё материалы: Михаил Делягин