В Госдуме готовят новые правила для владельцев яхт и катеров
Проверять состояние своего судна надо будет каждые пять лет
Что такое маломерные суда, как их надо регистрировать и использовать, предложили уточнить в законе «О безопасности людей на водных объектах». А пока его готовят ко второму чтению, депутаты собираются принять закон-спутник, где увяжут с ним положения нескольких кодексов — такие поправки рекомендовали принять в первом чтении на заседании Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды 31 января.
С собой — радио и спасательные жилеты
Пока в России нет закона, который свел бы воедино требования к обеспечению безопасности людей на воде. И это призван сделать законопроект, разработанный МЧС, «О безопасности людей на водных объектах». В частности, он касается поведения владельцев маломерных судов. По документу к такому транспорту относятся самоходные суда любого типа длиной до 20 метров и количеством людей на борту до 12 человек. В пример можно привести гидроциклы, катера и небольшие яхты.
Законопроект наделяет каждый уровень власти своими полномочиями в этой сфере. Например, Федеральная государственная инспекция по маломерным судам должна определять порядок их регистрации, правила управления ими, требования к оснащению — там должно быть спасательное и сигнальное оборудование, включая радио, — а также список неисправностей, с которыми нельзя отправляться в плавание. На федеральном уровне должны быть приняты требования и к самим судоводителям, правила их аттестации. А регионам надо разрабатывать правила использования рек и озер для плавания. В числе прочего нужно указывать сроки, когда можно бороздить тот или иной водоем.
Среди базовых требований к людям, которые хотят управлять катером, гидроциклом или яхтой, в законопроекте перечислены такие. Приобретя судно, которое весит от 200 килограммов и мощность двигателя которого, если он есть, от 8 киловатт, надо его зарегистрировать в реестре маломерных судов. На это отведено восемь месяцев. Более миниатюрный транспорт оформлять не нужно.
Судна, подлежащие регистрации, надо освидетельствовать каждые пять лет. Повторять процедуру следует в некоторых других случаях. Например, если корпус или двигатель сильно повредились, из-за чего возникла угроза безопасности. Сначала необходимо починить катер или яхту, а после предъявить в Государственную инспекцию для осмотра.
Чтобы получить удостоверение на управление маломерным судном, нужно пройти аттестацию, а также медосвидетельствования у психиатра и нарколога. Удостоверение действительно 10 лет.
Проверить погоду и не пытаться скрыться
Прежде чем выйти в плавание, судоводитель обязан выяснить навигационную и гидрометеообстановку в районе, по которому он собрался кататься. С собой надо взять удостоверение на право управления судном и его судовой билет, если оно подлежит регистрации. Если регистрация не требуется, достаточно документа, удостоверяющего личность.
Если сотрудники Госинспекции заметят какое-то нарушение, они смогут остановить судно, следует из законопроекта. Они вправе досмотреть катер или лодку, потребовать от судоводителя предъявить документы, доставить его в полицию, если нарушение требует составления протокола. А если им покажется, что человек пьян, то освидетельствовать его на опьянение. В крайнем же случае, когда надо пресечь преступление или правонарушение, а нарушитель сопротивляется или хочет скрыться, инспекторы могут применить физическую силу и специальные средства — резиновые палки, газовые баллончики, наручники и электрошокеры.
Сейчас при задержании водных хулиганов инспекторы, у которых нет оружия и которые не имеют права применять силу, должны вызывать речную полицию, пояснил замглавы МЧС Алексей Серко, когда документ рассматривали в первом чтении. «Но так получается, что речной полиции намного меньше, чем инспекторов ГИМС, которые есть фактически на любой речке. Где ее взять и как скоро она прибудет?» — сказал он, аргументировав необходимость новых полномочий инспекторов.
Отдельные требования законопроект предъявляет и к базам для стоянки маломерных судов. Там должны быть площадки с контейнерами для коммунальных отходов и емкостями для отработанного топлива, а также техническое оснащение, обеспечивающее безопасность людей и транспорта. Если же на стоянке базируется больше двадцати судов, то еще места для заправки моторным топливом, позволяющим обеспечить соблюдение экологических норм, и оборудование для локализации разливов нефти.
Пока законопроект, принятый в первом чтении в мае, готовят ко второму. Тем временем депутаты хотят принять закон-спутник, который вносит необходимые изменения в Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта, Водный кодекс и закон о госконтроле. В них приводят понятия маломерного судна и требования к использованию водоемов в соответствие с базовым законопроектом.
Эти нормы исключат дублирование полномочий органов госвласти в сфере обеспечения безопасности людей на воде, сказал председатель экологического комитета Госдумы Дмитрий Кобылкин.
Читайте также:
• Лихачей на катерах и гидроциклах притормозят камеры видеонаблюдения
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Дмитрий Кобылкин