Все о пенсиях в России

19:22Правила выплат на уход за пенсионерами изменятся в 2025 году

12:47Депутат Нилов рассказал, кому повысят пенсии в 2025 году

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

В чем парусники не уступали атомным подводным лодкам

239 лет назад был создан флот, изменивший расклад сил в Черноморском регионе

В чем парусники не уступали атомным подводным лодкам
Черноморский флот кисти Ивана Айвазовского © Общественное достояние

Черноморский флот родился буквально через несколько дней после присоединения Крыма к России — 2 (13) мая 1783 года. В этот день одиннадцать судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федора Клокачева вошли в Ахтиарскую бухту, где еще месяц спустя, 14 июня, под руководством лейтенанта Дмитрия Сенявина были заложены первые каменные постройки Севастополя. Какими были первые корабли Черноморского флота, легко ли было на них воевать и что составляет основу боевой мощи моряков-черноморцев сегодня, разбиралось наше издание.

Феномен Ушакова

В 1783 году Крым и Севастополь стали важнейшим форпостом на Юге России. Османская империя не хотела смириться с потерей полуострова и в 1787 году попыталась вернуть его силой. Так началась Русско-турецкая война, в ходе которой недавно родившийся Черноморский флот под командованием адмирала Федора Ушакова нанес несколько сокрушительных поражений численно превосходящему флоту Османской империи. Самые громкие виктории были одержаны у Керченского пролива 8 (19) июля 1790 года, у мыса Тендра 28-29 августа (8-9 сентября) того же 1790 года и при Калиакрии 31 июля (11 августа) 1791 года. Еще большую славу Ушаков снискал в войне с Францией. В 1798-1799 годах в ходе средиземноморского похода моряки-черноморцы освободили Ионические острова, штурмом взяв остров Корфу.

За видимой легкостью одержанных побед скрывается титанический труд и героизм матросов и офицеров, рассказал нашему изданию эксперт по военно-морскому флоту, доктор исторических наук Кирилл Назаренко. Дело в том, что парусный флот требует большой массы хорошо высушенного дерева. Чтобы получить такой строительный материал, нужно не менее 20 лет сушки. Поэтому все, что было построено на Черном море при Екатерине Великой, было сделано из сырого леса.

«Флотоводца Ушакова потому и считают великим, что он умудрялся одерживать победы на плохих кораблях, — пояснил историк. — То есть конструктивно они были хорошими, но поскольку сделаны из невысушенной древесины, были тяжелее и медленнее турецких и французских кораблей».

В бортах очень быстро появлялись щели, из которых постоянно просачивалась вода. Чтобы служить на таком корабле, в трюме постоянно приходилось держать команду и откачивать воду. К тому же они очень быстро гнили. За пять — семь лет корабль превращался в труху.

У турок же были очень качественные корабли, к тому же средства, которые выделяла Высокая Порта на свой флот, не шли в сравнение с нашими.

«Стоимость одного турецкого корабля была в четыре раза выше русского, — отметил эксперт. — В 80-е годы XVIII века турки широко приглашали французских инженеров, которые им строили совершенные в техническом смысле корабли».

Гибель «Москвы» не ослабит Черноморский флот

Кого брали в моряки?

В отличие от России турки вербовали в моряки матросов торгового флота, которые имели большой опыт мореплавания. На российский же флот набирали рекрутов.

«Конечно, человек, который в жизни не видел ни моря, ни реки, на флот не попадал, — пояснил Кирилл Назаренко. — На корабли в первую очередь старались брать волжских татар, архангельских поморов, жителей Вологодской, Олонецкой губерний, которые имели опыт плавания по озерам».

Самая главная проблема в том, что научить управлять парусником невозможно на теоретических занятиях. Чтобы парусный корабль стал эффективной боевой машиной, и офицеры, и матросы должны обладать большим практическим опытом. Например, капитан корабля должен был хорошо чувствовать ветер и понимать, как он изменится через несколько минут, через час, чтобы вовремя подать команду. Матросы, получив команду убрать или поставить какой-то парус, действовали самостоятельно. Переспрашивать, а уж тем более переговариваться между собой во время любых парусных маневров, было запрещено. Иначе на корабле бы стоял такой шум, что капитана никто не услышал бы.

«Такие навыки получить без постоянной практики невозможно. В Европе с практикой было проще: английский и французский флот плавал давно и много, то есть круглый год. А в России на Балтике в то время плавали три месяца в году. На Черном море побольше — до 8-9 месяцев», — отмечает историк.

До 1797 года служба на Российском флоте была бессрочная. Только Павел I установил 25-летний срок службы.

Еще один минус морской службы того времени — это то, что все всегда были мокрыми, рассказывает Назаренко. Высушить одежду и высохнуть самому в стесненных условиях было невозможно. Офицеры и матросы неделями и месяцами ходили в мокрой одежде, что для наших современников, привыкших к просторным кубрикам и кают-компаниям, немыслимо.  

Тем не менее служить на флоте было престижно.

«По меркам эпохи кормили там очень хорошо, — рассказывает эксперт. — Если крестьяне того времени были вынужденными вегетарианцами, то матрос каждый день ел мясо и рыбу».

Порции были такими большими, что матросы все не съедали. Более того, они могли отказаться от добавки и получить за нее денежную компенсацию. Зарплаты были тоже высокими, например жалованье матроса первой статьи превышало жалованье сержанта сухопутной армии.

Читайте также:

• Украинские мины будут угрожать мореплаванию в Черном море еще много лет • Миля за милей: по стопам великой императрицы • По заветам адмирала Корнилова: 450 тысяч миль в год проходят корабли Черноморского флота

Какими были парусные корабли

Для войны с Турцией 1735-1739 годов, когда Черноморского флота еще не было, была создана Азовская флотилия. Ее основу составляли так называемые дубель-шлюпки — большие открытые лодки с 24 веслами. «Вооружены они были небольшими пушчонками — фальконетами с совершенно несерьезным по нынешним меркам калибром 50 миллиметров. Предназначены такие лодки были не для морских боев, а для десантных операций», — рассказывает Кирилл Назаренко.

Уже при Екатерине начали строить более крупные корабли: небольшие 20-30-пушечные фрегаты, прамы — тот же фрегат, но с дополнительным рядом весел, гребные галеры и линейные корабли. Первоначально линкоры были небольшими — на 50 пушек, но уже к 80-м годам на Черноморском флоте появляются линейные корабли с 74 пушками.

Выходя в море, на корабле было положено иметь второй комплект парусов. Считалось, что этого запаса хватит на одну кампанию, то есть на 4-6 месяцев плавания в море. После этого нужно было менять все веревки на корабле и все паруса.

Российская эскадра под командованием Ушакова. Художник М. Иванов. © Общественное достояние

«Это очень большие расходы, — отмечает Кирилл Назаренко. — В конце Северной войны Швеция фактически осталась без флота, хотя у причалов стояло много исправных кораблей. На их оснастку просто не было денег. На один линкор требовались тысячи квадратных метров парусины и сотни километров веревок».

Историк также рассказал, что максимальная скорость парусных кораблей того времени 15-20 километров в час. Но этот максимум достигался очень редко. Обычно морские бои велись на невысоких скоростях — до десяти километров в час, а погоня корабля за кораблем могла длиться сутками.

Теоретически большие пушки XVIII века могли стрелять на два-три километра. Но, естественно, так никто не делал, так как максимальная дальность стрельбы, при которой был шанс попасть во вражеский корабль, — это 500-600 метров. Чтобы не тратить зря порох, опытные капитаны старались сблизиться с противником на дистанцию до 300 метров. Самые отчаянные сближались на дальность пистолетного выстрела — 20-50 метров.

«Дело не только в смелости, но и в том, что борт крупного корабля обычно достигал в толщину 50 сантиметров и более. К тому же это был выдержанный дуб, пробить который ядрами было очень трудно», — пояснил эксперт.

Кстати, автономность парусного корабля сравнима с нынешними атомными подводными лодками. Он мог находиться в море максимально долго, ведь для движения ему не нужны запасы топлива — только провизия и вода для команды. Было нормальным, например, совершить переход из Индии в Европу за три месяца без захода в порты.

Старые новые «адмиралы»

Современный Черноморский флот делает ставку на относительно небольшие корабли, оснащенные дальнобойным ракетным вооружением. По оценке военного эксперта Дмитрия Литовкина, потенциал новых современных кораблей, которые пополнили состав Черноморского флота в последние годы, вполне сопоставим с потенциалом крейсеров и других больших кораблей. Фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Макаров», «Адмирал Эссен», равно как и малые ракетные корабли, могут применять как дальнобойные крылатые ракеты «Калибр», так и противокорабельные ракеты «Оникс», оснащены современным противолодочным и артиллерийским вооружением.

Нынешние корабли не только быстроходнее и смертоноснее своих предшественников. Фрегаты новейшего проекта 11 356 «Адмирал Эссен» создавались с применением технологии, обеспечивающей высокую выживаемость корабля. Сюда относится защита не только от химического, но и от ядерного оружия. Особое внимание при проектировании было уделено сохранению скрытности боевого корабля от радаров противника. Этого достигли за счет использования специальных покрытий на его поверхностях и уменьшения количества выступов.

Сегодня нет военной необходимости в создании крупных военных кораблей, которые при том развитии противокорабельных вооружений представляют собой слишком большую цель для противника, считает, в свою очередь, руководитель Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов.

«Особенно, когда речь идет о черноморской акватории, где гонять авианосцы бессмысленно, — подчеркнул он. — Ракетное наступательное вооружение по своим возможностям обгоняет системы противоракетной обороны. Нужно строить современные мобильные корабли с современным ракетным вооружением, способным поражать цели на большом расстоянии».

Эксперт пояснил, что такие корабли должны быть малой целью для врага, но при этом представлять для него большую угрозу за счет своего вооружения. «Если упрощенно: современные боевые корабли — это плавучая платформа для размещения ракетных пусковых установок. Вот суть военного флота XXI века», — рассказал Михайлов.

За последние годы Черноморский флот получил десятки новых кораблей: фрегаты «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров», дизельные подводные лодки «Новороссийск», «Ростов-на-Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Колпино» и «Великий Новгород», малые ракетные корабли «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и «Грайворон», патрульные корабли «Василий Быков», «Дмитрий Рогачев», «Павел Державин» и «Сергей Котов», корабли противоминной обороны «Иван Антонов» и «Владимир Емельянов».

На берегу были развернуты современные противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Заступившие на боевое дежурство в Крыму зенитные ракетные комплексы С-400 «Триумф», а также морская авиация и авиация ПВО полностью обеспечили безопасность региона.

Уже в начале нынешнего года флот пополнился кораблем противоминной обороны «Георгий Курбатов» и судном тылового обеспечения «Всеволод Бобров».

При этом, по словам командующего адмирала Игоря Осипова, в соответствии с планом деятельности до 2025 года флот должен принять в свой состав еще около десяти боевых единиц.

Екатерина Алтабаева
Екатерина Алтабаева сенатор Российской Федерации от Севастополя Ничто не может поколебать дух Севастополя и флота

После основания Черноморского флота и Севастополя были отлиты две памятные медали. Одна с надписью «Слава России» в честь Черноморского флота, другая — с надписью «Польза России» в честь Севастополя. Историю Черноморского флота нельзя отделить от истории Севастополя и наоборот. Они часть единого целого.

Черноморский флот, его командующие, всегда заботились о строительстве и развитии Севастополя. Моряки-черноморцы доблестно защищали город во время его двух героических оборон. Важнейшую роль флот сыграл в период, когда Крым входил в состав Украины. Само присутствие флота на Крымском полуострове было гарантией сохранения мира в регионе, который многие на Западе хотели бы превратить в горячую точку. В свою очередь, жители города в те годы тоже очень много сделали для поддержки флота, который Украина пыталась выдавить из города и из Крыма. Мы понимали: если бы Черноморский флот вывели из Севастополя, не стало бы и самого Севастополя. Наш город просто не может существовать вне этой неразрывной связи. Черноморский флот — это то, ради чего жил и живет Севастополь.

Сегодня во время специальной военной операции черноморцы достойно продолжают традиции своих отцов, дедов и прадедов, служивших России. Ничто не может поколебать дух Севастополя и флота.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 78110

Ещё материалы: Екатерина Алтабаева