Украинские мины будут угрожать мореплаванию в Черном море еще много лет
Военный эксперт рассказал о последствиях преступной и непрофессиональной работы минеров ВМС Украины
Установив мины у берегов Одессы, причем сделав это незаконно и непрофессионально, Украина создала угрозу мореплаванию в Черном море, на устранение которой может понадобиться много лет, рассказал «Парламентской газете» исполнительный директор Института стран СНГ в Севастополе капитан первого ранга запаса Сергей Горбачев.
Насыпали, как клецок в кастрюлю
Украина нарушила все гласные и негласные нормы международного права и обеспечения безопасности мореплавания, считает эксперт. «Она не объявляла войну России, а выставление мин в мирное время — это нарушение всех существующих правил», — заявил Горбачев.
Подобного рода операции могут проводиться только во время войны и в соответствии с заранее разработанными картами и схемами минных постановок. Об установке мин должны быть обязательно предупреждены страны, осуществляющие мореплавание в соответствующем районе. Ничего этого сделано не было, объяснил Горбачев.
В результате возникла угроза как для внутреннего, украинского, так и для международного мореплавания. Желание украинской стороны не допустить подхода российских кораблей к побережью северо-западной части Черного моря понятно, но установка мин была осуществлена абсолютно непрофессионально, наобум.
«Насыпали, как клецок в кастрюлю», — описал ситуацию эксперт.
Он обратил внимание на еще один аспект — современные мины имеют специальный прибор для самоуничтожения. И тогда если мина срывается с якоря и начинает дрейфовать, то происходит ее самоподрыв. Украина же установила мины старых образцов — изготовленные еще в прошлом веке, которые не имеют такой опции.
Самая опасная зона — Босфор
По словам специалиста, в общей сложности Украина установила в акватории Черного моря более четырехсот мин, около десятка из них из-за непрофессионализма минеров, погодных условий и ряда других обстоятельств уже сорвались с якорей.
«Роза ветров и течения в этом районе Черного моря таковы, что сорвавшиеся мины дрейфуют не в сторону Крыма, а вдоль побережья Румынии и Болгарии к Босфору, где осуществляется наиболее интенсивное мореплавание, чем создана очень серьезная угроза», — подчеркнул Горбачев.
Турки уже обезвредили две такие дрейфующие мины, однако практически наверняка это не последние украинские «подарки», добравшиеся до Босфора. Со временем, скажем, при шторме или других неблагоприятных обстоятельствах, даже те мины, которые сегодня находятся «на местах», тоже будут срываться с якорей. Причем это может случиться через час или через день, а может через год, десять, двадцать, пятьдесят лет, объяснил эксперт. Кроме того, полагает он, весьма вероятно, что именно на дрейфующей украинской мине подорвалось затонувшее 3 марта недалеко от Одессы эстонское грузовое судно Helt.
Это долговременная угроза, и для ее устранения необходимы масштабные тральные работы, которые займут немало времени. В качестве примера Горбачев привел разминирование акватории Черного моря после Великой Отечественной войны, которое длилось около десяти лет. О степени опасности этой работы говорит тот факт, что моряки, занимавшиеся тралением уже после окончания войны, были приравнены к участникам боевых действий.
Работа для Черноморского флота
Расчистку моря от мин осуществляют специальные корабли — тральщики.
«У ВМС Украины, которые на данный момент прекратили свое существование, тральщиков не было по определению, впрочем, как и кораблей, которые способны были бы качественно осуществить минные постановки», — рассказал специалист. По его оценке, для выставления мин Украина использовала вспомогательные, а может быть, и гражданские суда.
Читайте также:
Скорее всего, разминировать акваторию придется кораблям Черноморского флота, которые обладают для этого всеми необходимыми возможностями, считает Горбачев. Такую работу теоретически может выполнить и турецкий флот, но для этого ему придется перевести в Черное море тральщики из Мраморного и Средиземного морей. Также тральщики есть в составе флотов Болгарии и Румынии, но их возможностей будет недостаточно для проведения таких масштабных работ.
Российским же кораблям по силам и безопасно вывести из украинских портов находящиеся там сейчас около семидесяти иностранных судов. Без нашей помощи они рискуют подорваться на выставленных украинской стороной минах.
«Как человек, дважды принимавший участие в боевом тралении в Персидском заливе в 1987 и 1988 годах, во время ирано-иракской войны, я полагаю, что обеспечение режима безопасности мореплавания в Черном море, связанное с проведением траления, займет месяцы, а вполне возможно, и годы — с учетом того, как бестолково и непрофессионально проводилось минирование. Задача будет легче, если Украина представит карты минных полей, но, как уже говорилось, весьма вероятно, их просто не существует», — констатировал Горбачев.