Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Учителей предлагают избавить от лишних отчётов

В Совете Федерации разрабатывают поправки в закон об образовании, которые должны минимизировать «бумажное рабство»

24.12.2020 00:00

Автор: Никита Вятчанин

Учителей предлагают избавить от лишних отчётов

фото: АГН москва

В весеннюю сессию 2021 года Госдума планирует рассмотреть законопроект, который гарантирует школьным педагогам защиту от избыточной отчётности и полностью освободит их от необоснованных запросов предоставлять статистику — её периодически требуют со школ различные органы власти. Об этом «Парламентской газете» сообщила соавтор новых поправок, первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова.

Писанина на десятки листов

Эта печальная история длится уже который год — педагоги в российских школах буквально задавлены бумажной работой. Во время всероссийского опроса учителей весной 2019 года, организованного Советом Федерации, в котором участвовало более 50 тысяч преподавателей, выяснилось, какие именно документы требует от них руководство. Результаты повергли сенаторов в недоумение.

Сегодня «по требованию» учителя вынуждены предоставлять документацию, не только связанную с образовательным процессом, например по внеплановым контрольным работам, но и отчёты по оздоровлению вне школы, обязательным конкурсам для повышения рейтинга школы, акты посещения всех семей класса, еженедельные информационные письма с фотографиями о классном часе, о единых уроках и многое чего ещё. А вишенка на торте — в конце года необходимо сдать папку классного руководителя в бумажном и электронном виде, где только список документов занимает четыре листа. При этом сам отчёт — это, как правило, десятки страниц.

Читайте также:

• Минпросвещения объявило о сокращении бумажной нагрузки на учителей • В Госдуму повторно внесен законопроект о дебюрократизации труда учителей • Ирина Рукавишникова: В новом учебном году учителей освободят от «бумажного рабства»

А пиком абсурда стала ситуация, сложившаяся весной 2020 года. Из-за пандемии учителя вели уроки в онлайн-режиме. А после них по-прежнему были обязаны предоставлять написанные от руки (!) отчёты, как и чем они занимались с учениками, хотя все эти данные фиксировались на интернет-платформах, доступ к которым у руководства школ имелся. Тема эта не раз поднималась в Совете Федерации — необходимость уменьшения отчётности педагогов подчеркивала спикер палаты регионов Валентина Матвиенко.

Как сообщила Ирина Рукавишникова, усилия сенаторов дали свои плоды под занавес уходящего года. Письмо «О снижении документальной нагрузки учителей» за подписью глав Минпросвещения и Рособрнадзора появилось 18 декабря (оно имеется в распоряжении «Парламентской газеты»). Как считают эксперты, документ можно смело считать новогодним подарком педагогическому сообществу — он снимает проблему избыточной бюрократии.

Так, установлены только четыре вида отчётов, которые обязаны предоставлять учителя: это документация по основной образовательной программе для каждого из уровней общего образования, журнал учёта успеваемости, журнал группы продлённого дня, а также материалы личного дела обучающегося. Всю остальную внутришкольную писанину, которая сегодня валится на головы педагогам в огромном количестве, они предоставлять не обязаны. При этом учитель может вести и иную отчётность вне установленного Минпросвещения и Рособрнадзором перечня, но только добровольно и за отдельную плату по договору, заключенному между ним и руководством школы.

Свобода может наступить весной

Но это лишь одна часть проблемы с отчётами. Есть ещё внешние и никем не регламентируемые запросы от различных госорганов, проверяющих и общественных организаций. Как правило, со школ требуют предоставить различную статистику. Диапазон бюрократических аппетитов всевозможных инстанций также впечатляет — об этом рассказали сенаторам сами учителя.

94 процента педагогов в России признаются, что страдают от излишней бюрократической нагрузки

Так, паспортные столы выясняют у педагогов, сколько учащихся получило паспорт и сколько ещё нуждаются в его получении, комиссии по делам несовершеннолетних запрашивают отчёты о местонахождении детей на каникулах. Роспотребнадзор и Россельхознадзор с нетерпением ждут от педагогов мониторинги качества питания, региональные управления Минздрава — сведения об иммунизации. И так далее, далее, далее.

Как отметила Ирина Рукавишникова, урезонить различные органы власти решением на уровне одного только Минпросвещения невозможно. Поэтому  сенатор вместе с группой депутатов Госдумы выступила соавтором проекта поправок в Закон «Об образовании». По её словам, они призваны «полностью освободить учителей от необоснованной внешней бюрократии». 

«Наш законопроект предлагает наделить Правительство России полномочиями по закреплению исчерпывающего перечня отчётности педагогов. И напрямую запрещает различным госорганам и организациям произвольно запрашивать у школ информацию, которая уже размещена в открытом доступе на официальном сайте образовательных учреждений», — пояснила она.

В Совете Федерации рассчитывают, что Госдума рассмотрит этот законопроект весной 2021 года, им он станет следующим большим шагом после декабрьского письма от Минпросвещения и Рособрнадзора, ведущим к избавлению школьных учителей от бумажного рабства.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 6108