Учите русский язык!
В регионах могут появиться специализированные центры по социальной адаптации мигрантов
В череде громких политических событий последних месяцев ушла в тень тема, еще совсем недавно бывшая для России более чем актуальной. Это проблемы, связанные с миграцией в нашу страну жителей ближнего, да, порой, и дальнего зарубежья. И хотя государство всерьез занялось их решением в рамках существующего законодательства и принятой концепции миграционной политики, они никуда не делись. Вопросы социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов по-прежнему занимают одно из первых мест текущей внутриполитической повестки дня.
Есть несколько причин, по которым можно прийти к такому выводу. Прежде всего, стоит отметить: несмотря на все ограничения и санкции, которым подвергается сейчас Россия, наша страна по-прежнему является привлекательной для мигрантов. Наблюдается ощутимый приток иностранной рабочей силы в Россию. В 2013 году в страну приехали более 17 миллионов человек. По данным, которые привел на прошедшем недавно в Совете Федерации семинаре-совещании замруководителя Федеральной миграционной службы РФ Анатолий Фоменко, Россию уже только в этом году посетило более 13,5 миллиона иностранцев. А на текущий момент в стране находится 11,8 миллиона. Конечно, не все они приезжают к нам работать. Есть и студенты, и гости, и туристы. Но есть и другая, наиболее многочисленная категория иностранцев. Те, кто как раз приезжает работать, пользуясь правом безвизового въезда в Россию. Таковых ФМС насчитывает на данный момент более восьми миллионов человек, в основном из стран СНГ. И вот эти граждане создают угрозу возникновения нелегальной миграции.
Собственно, это даже уже не угроза, а реальность. Ведь в разряд нелегалов на самом деле попасть легко. Достаточно нарушить срок законного пребывания в 90 дней. И сегодня ФМС насчитывает более 4,3 миллиона таких граждан. Отметим, что это только официальные данные, и сколько нелегалов в России вообще, даже трудно себе, наверное, представить. Но в любом случае нарушители — молодые люди, плохо владеющие русским языком, не имеющие востребованной специальности, не интегрированные в российское общество. И работают они чаще всего нелегально. Зарабатывают же трудовые мигранты неплохо, считает член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Александр Четвериков.
Сумма немалая. И в сочетании с другими факторами, такими, например, как преступность, неизбежно возникающая в любой теневой среде, иностранная трудовая миграция становится одной из наиболее сложных проблем. С одной стороны, российская экономика нуждается в иностранной рабочей силе, а с другой — трудовая миграция способна негативно влиять на структуру занятости в стране, вызывать дисбаланс в социальной сфере и вызывать различные конфликты, в том числе на национальной почве. Сигналы о наличии всех этих явлений в России уже прозвучали, они известны, как и то, что необходимо срочно решать вопросы социальной адаптации и интеграции трудовых мигрантов, что и обсуждалось на совещании в Совете Федерации. Отсюда возникает еще одна причина, почему тема трудовой миграции по-прежнему актуальна: как осуществлять адаптацию и интеграцию мигрантов?
На самом деле в регионах России уже накоплен опыт работы в этом направлении. Вот, например, в Санкт-Петербурге действует сразу несколько программ, направленных на социокультурную адаптацию мигрантов, с одной стороны, и на формирование у подрастающего поколения жителей города общероссийской гражданской идентичности, с другой. В ряде регионов упор сделан на обучение мигрантов языку, истории и культуре России. В частности, в Орловской области созданы центры их информационной и правовой поддержки, организуются курсы для изучения этих предметов. В Новосибирской области усилиями местного управления ФМС для трудовых мигрантов из стран Средней Азии разработан словарь — лексический минимум для общения с россиянами. В Забайкалье создан специальный центр, где мигранты могут получить бесплатную консультацию по правовым вопросам, включая и оформление разрешительных документов для получения работы. В центре проводятся различные занятия, вплоть до обучения нормам поведения в российском обществе.
Подобные структуры созданы во многих субъектах Федерации. А вот в Ивановской области, где официальный центр отсутствует, его функции исполняет «Ивановский дом национальностей». В Калининградской области изучение русского языка мигрантами было организовано местной армянской общиной. Усилия по адаптации мигрантов стали прилагать и религиозные объединения. Подписано соглашение о взаимодействии ФМС и Русской православной церкви. В ряде регионов православные клирики оказывают поддержку в работе центров адаптации трудовых мигрантов. Соглашение о сотрудничестве в этом же направлении подписали Духовное управление мусульман Татарстана и республиканское управление ФМС.
Словом, процессы идут и, похоже, в правильном направлении. Отчетливо видно желание заинтересованных федеральных и региональных властей, общественных структур вывести трудовых мигрантов из тени, сделать их жизнь более безопасной, а работу в России легальной. Однако и тут без подводных камней не обходится. И первый из них: какие инструменты, ключи подобрать к мигрантам, чтобы они сами хотели адаптироваться к российской жизни. Самое важное из всей дискуссии в ходе совещания — это постулат о том, что адаптация и интеграция мигрантов не может быть принудительной, люди сами должны захотеть войти в наше общество, подчеркнул зампредседателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Константин Добрынин. А основа всего — русский язык. Именно он является необходимой средой для адаптации, подчеркнул сенатор.
Очень важное замечание. Особенно с учетом того, что в России с 1 января 2015 года вводится обязательный экзамен по русскому языку, истории и основам российского законодательства для всех категорий трудовых мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. Экзамен будут сдавать также соискатели на получение разрешения на временное проживание и вида на жительство. По оценкам ФМС, количество иностранных граждан, которым предстоит пройти процедуру такого тестирования, может составить более 3,4 миллиона человек. При этом чиновник отметил, что большинство из них русский язык знают плохо, на интеграцию в российское общество особенно не настроены и примерно 1,4 миллиона иностранцам может потребоваться дополнительное обучение. Не ясно пока, как будет проводиться сам интеграционный экзамен. До сих пор не приняты нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок проведения экзамена и существования центров тестирования, которые должны были быть разработаны еще к 1 сентября.
Судя по всему, не заинтересованные стороны не определились пока даже с подходами к сути экзамена. Не случайно Анатолий Фоменко заметил, что сложность интеграционного экзамена для мигрантов необходимо разделить в зависимости от целей их пребывания в России и соизмерять уровень требований к мигрантам с правовым статусом, на который они претендуют: разрешение на работу или патент, разрешение на временное пребывание, вид на жительство.
Все эти вопросы еще предстоит уладить. Но главное, предстоит унифицировать деятельность по социальной адаптации и интеграции мигрантов по всем регионам России, для чего предлагается создать ряд специализированных центров. В них мигранты смогут жить и бесплатно учиться, а после успешной сдачи экзаменов по русскому языку, истории и законам России получат тот правовой статус, на который они претендуют. Пилотные проекты сейчас проходят «обкатку» в Тамбовской и Оренбургской областях. ФМС подготовлен также законопроект, регламентирующий деятельность таких центров. И если документ этот будет принят парламентом, то можно будет, видимо, говорить о новых принципах, на которых строится современная политика социальной и культурной адаптации и интеграции иностранцев в России.