Учить труду хотят с начальной школы до окончания института
Законопроект о трудовом воспитании может привести и к другим изменениям закона об образовании
Мыть класс и вытирать с доски, готовить актовый зал к мероприятиям и вскапывать газоны перед школой — все это может стать обязательным для учеников. Поправки в закон об образовании вносят кардинальные изменения сразу в четыре статьи, касающиеся прав образовательных организаций и обязанностей учащихся. Такой законопроект опубликован в системе обеспечения законодательной деятельности 24 мая. Что изменится для учеников и преподавателей, разбиралась «Парламентская газета».
Помощь в столовой, спортзале, библиотеке
Главное нововведение — сокращение перечня прав учащихся. В действующем списке, а это статья 34 закона об образовании, их целых 29 пунктов. Например, в пункте 4 записано, что школьники и студенты могут по желанию посещать мероприятия за рамками учебного плана. Этот же пункт запрещает привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательными программами, без их согласия или согласия родителей несовершеннолетних.
Внесенный законопроект предлагает отменить согласие на привлечение к труду. «Это, например, высадка деревьев и цветов на пришкольной территории, участие в оформлении класса или школьной площадки к мероприятию, помощь в библиотеке, в музее, в школьном театре, спортивном зале», — разъяснено в сообщении пресс-службы Комитета Госдумы по просвещению.
Когда можно вытирать с доски
По мнению председателя профильного комитета Ольги Казаковой, от желания или нежелания учащихся не должны зависеть чистота и порядок в образовательных организациях. «Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будут учитываться возраст и особенности здоровья», — процитировала депутата ее пресс-служба.
С какого именно возраста можно будет привлекать школьников к мытью полов или окон, а при каких заболеваниях делать это категорически запретят, запишут позднее в нормативных актах, пояснил «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по просвещению, еще один автор документа Олег Смолин. При этом, по его мнению, например, вытирать с доски могут и ученики первых классов. «Знаете шутку: с какого возраста можно гулять с мальчиком? Правильный ответ: с любого, главное — потеплее его одевать», — сказал Смолин.
Он также отметил, что важно не заформализовать закон еще на этапе его подготовки, дав в вопросах трудового воспитания определенную свободу и учителям, которые «детям вовсе не враги».
О правах и обязанностях
Право школ привлекать учеников к труду без их согласия или согласия родителей закрепляют и другие предлагаемые поправки. Так, в статье 2 предложено расширить понятие «воспитание». Сейчас под ним понимают «деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению», и так далее.
Поправки должны дополнить это понятие деятельностью, направленной на «формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам».
Кроме того, предложено дополнить статью 28 о компетенциях и правах образовательных организаций новым пунктом — «содействие участию обучающихся в общественно полезном труде». А статью 43 об обязанностях и ответственности учащихся — пунктом о бережном отношении к имуществу образовательной организации.
От трудового воспитания — к обучению
По мнению Олега Смолина, внесенный законопроект о трудовом воспитании во многом восстанавливает историческую справедливость: «Вся советская школа была основана на традициях трудового воспитания. Но в начале 90-х трудовое воспитание как наследие проклятого советского прошлого из школы убрали. Сегодня очевидно, что это было ошибкой».
Также законопроект приводит российское образовательное законодательство в соответствие с лучшими международными практиками в этой сфере. «Если верить книгам, которые я читал, то, например, в японских школах, где готовят будущих высокопоставленных менеджеров, требуют, чтобы они по ходу дела осваивали и рабочие специальности, чтобы понимать, с кем им предстоит работать в дальнейшем», — сказал парламентарий.
Внесенный документ может стать началом дальнейшего совершенствования законодательства в области образования, полагает Смолин. С коллегой согласна и Ольга Казакова: «Считаю, что принятие этого закона создаст основу для совершенствования школьной программы по труду. Урок труда должен так и называться: «Урок труда» — и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, профессии».
С нового учебного года
Закон о трудовом воспитании школьников может заработать уже в новом учебном году, сообщил 25 мая член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делаем ветеранов, соавтор документа Андрей Исаев. Эта инициатива давно ожидаема в обществе, сказал он, напомнив, что в ноябре 2022 года подготовить такой документ поручил председатель Госдумы Вячеслав Володин. Такие просьбы постоянно поступали депутатам от учителей и родителей, отметил спикер.
Дом и семью в вопросах трудового воспитания никто не заменит, но и школа должна восполнять такие пробелы, подчеркнул тогда Володин: «Если будет другое отношение к труду, будет другое отношение и к изучению физики, и математики, и иностранных языков, и ко многому другому. Ребенок будет расти другим. Гармония придет. А так — потребители».
«Мы получали многочисленные жалобы от избирателей на то, что учитель не может предложить учащемуся навести порядок в классе, не нарушая при этом закон», — рассказал Исаев. Внесенный законопроект эти диспропорции устранит и поднимет статус трудового воспитания, уверен депутат.
Читайте также:
• Даванков предложил учить школьников использовать искусственный интеллект
Ещё материалы: Олег Смолин, Ольга Казакова , Вячеслав Володин , Андрей Исаев