Тяжкий груз легкой промышленности
Основным вопросом очередного 334-го пленарного заседания Совета Федерации стал «правительственный час», посвященный развитию отечественной промышленности.
А открыла пленарку уже ставшая традиционной «разминка».
Какие политические, социально-экономические вопросы сенаторы считают сегодня наиболее актуальными?..
Пульс жизни
Председатель Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина рассказала сенаторам о прошедшем в Кремле втором заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии в интересах детей. Она попросила коллег принять активное участие в мероприятиях, связанных с Днем защиты детей, и посетить детские учреждения, но не те, где все «залакировано» а те, где очень много проблем. Полученная информация и предложения сенаторов могут оказать неоценимую помощь в начатой масштабной работе по реализации Национальной стратегии в интересах детей.
На проблемы информатизации здравоохранения, на которые уже потрачено 20 миллиардов рублей, еще десять будут освоены в ближайшее время, обратил внимание член Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров. Но результат, по его мнению, не очень соответствует затратам. И дальнейшие действия профильного министерства представляются сенатору не совсем внятными. Его обращения к министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой пока остались без ответа, а, между тем, действия информатизаторов от здравоохранения нуждаются в тщательном изучении.
А заместитель председателя Комитета по социальной политике Юрий Смирнов сообщил коллегам, что в последнее время в его адрес участились обращения инвалидов I группы, а также престарелых граждан по вопросу реализации права на получение компенсационных выплат в соответствии с указом Президента. Этим документом ежемесячная компенсационная выплата в сумме 1200 рублей в месяц предусмотрена исключительно для неработающих трудоспособных граждан. Но кто сегодня согласится выполнять такую работу за такие деньги? Сенатор предложил прислушаться к обращениям граждан — внести изменения в законодательство и разрешить найм по уходу за нуждающимися в этом не только трудоспособному неработающему гражданину, но и трудоспособному работающему человеку в свободное время.
Первый заместитель председателя Комитета по Регламенту и организации парламентской деятельности Владимир Кулаков напомнил коллегам, что 12 июля этого года исполняется 70 лет со дня Прохоровского сражения — самого крупного танкового сражения Второй мировой войны. Он считает необходимым подготовить обращение Совета Федерации, посвященное этому героическому юбилею, обратив внимание на то, что в России есть три ратных поля, вошедших в историю — Куликово, Бородинское и Прохоровское.
В свою очередь, председатель Комитета по социальной политике Валерий Рязанский сообщил сенаторам о необычном предложении от Оргкомитета сочинской Олимпиады принять участие в эстафете олимпийского огня. После завершения этой почетной процедуры у сенаторов появится возможность оставить себе на память олимпийский факел.
Тему ЕГЭ, уже набившую оскомину, но, тем не менее, не теряющую свою остроту, что подтверждается недавними скандалами, поднял первый заместитель председателя Комитета по науке, образованию, культуре и информационной политике Юрий Солонин. Не было ни одного года, заметил сенатор, с момента введения ЕГЭ, чтобы результаты и сама процедура не потрясали общество, и это перешло в сложнейшую социальную, с некими политическими нюансами, проблему. Совету Федерации, полагает он, стоило бы вернуться к обсуждению этого вопроса, потому что, по его мнению, система ЕГЭ имеет внутри себя какое-то порочное ядро.
По этим и ряду другим предложениям сенаторов Совет Федерации принял соответствующие протокольные поручения.
«Сделано в России»
О мерах по развитию отечественной промышленности в повышении ее конкурентоспособности сенаторам в рамках «правительственного часа» рассказывал глава Минпромторга Денис Мантуров. Как всегда, отчет высокого правительственного чиновника отличался некоторой бравурностью, но кое-какие тревожные нотки в нем все же прозвучали, причем касались они не только отдельных отраслей промышленности, но и регионов, что для членов Совета Федерации было особенно важно.
Дело в том, по словам министра, что по регионам несырьевой сектор развивается неравномерно. В 44 субъектах Федерации рост промышленного производства превзошел средний показатель по стране, еще около 20 регионов прибавили за год от 1 до 3 процентов, то есть позитивную динамику в обрабатывающей промышленности демонстрируют три четверти субъектов Федерации. Однако в 15 регионах отмечалось, наоборот, снижение. И хотя за первые четыре месяца обрабатывающий сектор в России прибавил примерно 1,2 процента к соответствующему периоду прошлого года, ситуация продолжает оставаться неустойчивой. Это тревожно, тем более что условия для роста инвестиций в производство, считает он, остаются неблагоприятными. Завышенные ставки банковских кредитов не позволяют увеличивать инвестиции в основной капитал за счет заемных средств…
Исходя из доклада, можно сделать вывод, что в министерстве понимают: повышение инновационной активности на местах — крайне важное направление, и его следует поддерживать в тесном сотрудничестве с региональными властями. Что-то в этом направлении уже делается, и в результате объемы инвестиций в обрабатывающую промышленность в прошлом году увеличились в 61 субъекте Федерации.
Однако в 13 регионах капитальные вложения сократились от 10 до 20 процентов, что может весьма негативно отразиться на промышленности в этих регионах. В целом же инновационная активность в промышленности постепенно растет, число созданных в России передовых технологий увеличилось на 16 процентов в прошлом году. Лидер второй год подряд — Санкт-Петербург. Меры для стимулирования инновационного развития включены в пять государственных программ, которые были утверждены в конце прошлого года. Они охватывают практически все отрасли промышленности и являются основой для подготовки закона о промполитике. Планируется, что уже в нынешнем году он будет внесен в правительство. Его принятие особенно актуально в условиях членства России в ВТО, требующего комплексных мер по стимулированию развития конкретных отраслей, считает Денис Мантуров.
Отдельная и весьма сложная ситуация складывается в легкой промышленности. Основная проблема отрасли — контрафакт, составляющий почти одну треть рынка. Из-за этого бюджет теряет около 200 миллиардов рублей ежегодно. Отрасль в значительной степени зависит от импортного сырья. В частности, по хлопку зависимость на 100 процентов, по шерсти — на 85. И, наконец, в отрасли высока степень изношенности основных фондов — до 60 процентов. В бюджете этого года выделена отдельная статья на поддержку реализации инвестиционных проектов по техническому перевооружению.
Чтобы поддержать легкую промышленность, Минпромторг занялся продвижением отечественной продукции на рынке. Запланированы запуск единого бренда «Сделано в России», организация рекламных акций, направленных на формирование позитивного имиджа отечественной продукции. Также при поддержке министерства отечественные компании и торговые сети достигли соглашения, облегчающего доступ российских товаров на полки магазинов. Подобную практику, считает министр, необходимо внедрять в регионах, тем более что в торговле отчетливо проявляется рост спроса на качественные товары, отвечающие требованиям экологичности и натуральности.
Впрочем, судя по вопросам, членов Совета Федерации интересовал значительно больший круг проблем, связанных с отечественной промышленностью и различными ее отраслями, в том числе и не упомянутыми в докладе. Но даже по тем, о которых Денис Мантуров говорил, потребовались уточнения и дополнения. Вот, в частности, Юрий Смирнов вновь вернулся к теме текстильной промышленности. По его словам, возникла серьезная проблема: в соответствии с законом о бюджете на 2013-2015 годы текстильщикам субсидируются только кредиты на техперевооружение, взятые в 2006-2012 годах, и не субсидируются кредиты 2013-го и последующих лет. То есть текстильные предприятия лишены стимула заниматься техперевооружением, хотя деньги законом на 2013-2015 годы предусмотрены. Сенатора интересовало, что, по мнению министра, следует предпринять, чтобы не тормозить техперевооружение текстильной отрасли.
Как выяснилось из ответа Дениса Мантурова, он надеется на пролонгацию решения о выделении таких субсидий на 2013-й и последующие годы, в том числе и с помощью членов Совета Федерации, ведь вопрос об этом должен решаться на уровне бюджетного законодательства.
Члена Комитета по бюджету и финансовым рынкам Николая Журавлева тоже заинтересовал вопрос о выходе из трудной ситуации в легкой промышленности, только несколько в другом аспекте. По словам сенатора, сегодня в России фактически утрачено текстильное машиностроение, как, впрочем, и производство оборудования для некоторых других отраслей, в частности, лесной. Оборудование закупается практически на 100 процентов за рубежом. А, между тем, в ряде регионов это ключевые отрасли. При понимании того, что надо поддерживать отечественного производителя оборудования и стимулировать развитие импортозамещения, не рассматривает ли Минпромторг возможности внедрения программы утилизации морально и физически устаревшего оборудования, замены на новое, российское, по примеру утилизации в автомобильной промышленности, поинтересовался сенатор.
И услышал в ответ: да, действительно, в упомянутых отраслях сегодня наиболее конкурентоспособное технологическое оборудование производится за рубежом. Ситуацию надо менять и начинать с развития станкостроения, на что направлена действующая федеральная целевая программа. Она, по словам министра, станет прообразом и соответственно составляющей дальнейшего развития остальных направлений, в частности, по производству оборудования и для легкой промышленности, и для других отраслей, нуждающихся в этом. Что касается идеи по утилизации, она, по словам министра, заслуживает внимания.
И уполномоченный нуждается в защите
На том же заседании свой ежегодный доклад о состоянии дел в правозащитной сфере представил сенаторам уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Сам доклад был подготовлен еще в феврале этого года и опубликован. Поэтому вряд ли есть смысл пересказывать основные его положения. Но есть и то, на что омбудсмен заострил внимание сенаторов вне рамок основного документа.
Подводя итог своей девятилетней работы в этой сфере, Владимир Лукин отметил, что, когда он приступал к исполнению своих обязанностей, в регионах страны имелось 23 региональных уполномоченных. На сегодня институт Уполномоченного по правам человека действует уже в 76 субъектах, и это, конечно, положительная динамика развития, которая не может не радовать. А вот что удручает, так это то, что семь субъектов остаются по-прежнему без уполномоченных. Это неправильно, потому что в нашей стране права граждан должны быть защищены одинаковым образом во всех регионах страны.
Есть и другая сторона вопроса. По словам Владимира Лукина, наметилась настораживающая тенденция: в некоторых регионах основополагающий принцип независимости и неподотчетности уполномоченных по правам человека государственным органам и должностным лицам все чаще пытаются поставить под сомнение. В отдельных регионах принимаются поправки к законам об уполномоченном, позволяющие освободить его от должности на основании, как он полагает, довольно конъюнктурной оценки его работы местными депутатами.
С помощью таких специально принятых поправок в прошлые годы были, в частности, освобождены от должности уполномоченные по правам человека в двух регионах России.
И процесс этот не останавливается, несмотря на то, что он полностью противоречит любому законодательству и установкам, которые изложил в августе прошлого года Президент РФ на своей встрече со всеми российскими уполномоченными по правам человека. Владимир Путин подчеркнул тогда необходимость обеспечения их безусловной независимостью от любых органов государственной власти. Эта установка представляется принципиально важной, поскольку независимость уполномоченного по правам человека есть обязательная предпосылка его эффективной работы, предполагающей функцию контроля и критики всех государственных органов, в том числе и собственного работодателя. Опасающийся увольнения и желающий угодить своему начальству уполномоченный неизбежно перестает быть независимым, превращается в послушное орудие тех, от чьего произвола он и призван защищать граждан.
В ходе дискуссии по выступлению Владимира Лукина живо обсуждалась еще одна тема — содержание людей в следственных изоляторах — во всех ее аспектах. И особенно в части злоупотребления этой мерой лишения свободы граждан за нерезонансные или небольшие преступления, а то вовсе, как выясняется позже, ни за что. Комментируя эту ситуацию, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что содержание людей под стражей до приговора суда стало серьезной проблемой. По ее мнению, недопустимо содержать людей в СИЗО за незначительные правонарушения, еще не доказанные судом, при том, что следствие может длиться годами. Порой даже выясняется, что вина человека не доказана, и его отпускают, но он уже морально сломлен, его биография пострадала. Этот вопрос требует серьезной проработки, в том числе анализа судебной практики, отметила она. И добавила, что Совет Федерации будет работать над решением этих проблем совместно с Уполномоченным по правам человека при Президенте РФ.
Николай ДОРОФЕЕВ