Туроператоров хотят обязать страховаться от банкротства
Депутаты Госдумы также надеются на продление программы детского кешбэка
Необходимо усовершенствовать механизм страхования профессиональной ответственности туристических компаний на случай, если они не смогут отправить своих клиентов в путешествие, и наладить контроль использования денег, полученных туроператорами от клиентов, чтобы они не истратили суммы, предназначенные для оплаты отелей и транспорта. О таких законодательных инициативах рассказала заместитель председателя Комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Наталья Костенко в пресс-центре «Парламентской газете». Что ещё нужно сделать для защиты туристов и развития отрасли?
- Наталья Васильевна, сейчас открывают всё новые зарубежные направления, которые приостанавливали из-за пандемии. Нужны ли какие-то дополнительные меры, чтобы защитить туристов и избежать ситуаций, когда люди остаются и без отпуска, и без денег?
- Сейчас из-за закрытия туристических направлений выездного туризма в связи с пандемией туроператор должен либо вернуть клиенту деньги за путёвку, либо предоставить ему аналогичный продукт. Третьим вариантом — замена зарубежной турпоездки отдыхом внутри страны — воспользовалась мизерная доля наших соотечественников. Поэтому многие компании находятся на грани банкротства. И просят Правительство продлить срок погашения долгов перед гражданами. В целом они задолжали туристам больше 25 миллиардов рублей. И государство должно, безусловно, с одной стороны, поддержать отрасль, а с другой — не нарушить права людей на справедливое возмещение убытков за неоказанную услугу.
Так что в ситуации, когда многие компании на грани банкротства, открытие новых направлений туризма — это позитивный фактор. Но в то же время нельзя забывать и о безопасности, так как риски заражения остаются высокими. Например, я несколько раз обращалась в Роспотребнадзор по поводу того, что происходит у нас в аэропортах. Когда я летаю в свой субъект на время региональных недель, постоянно вижу забитые зоны посадки и автобусы, очереди на регистрацию. Аэропорты просто экономят на транспорте и сотрудниках. И вместо того, чтобы реагировать на замечания, они стали отнимать телефоны у людей, фиксирующих нарушения. Но если они хотят работать дальше, им нельзя терять бдительности. Кстати, в аэропортах Египта россияне стоят в очереди по 3-5 часов. Никакая социальная дистанция там не соблюдается. И это продолжается больше месяца.
Более того, государство должно наконец-то сделать стратегические выводы из возникшей ситуации. У нас кризисы туротрасли случаются каждые 5-6 лет. Много компаний по всему миру пострадали в 2008 году, когда грянул мировой кризис, в 2014-м наша отрасль понесла потери из-за роста доллара и евро, вызванного санкциями, а теперь виновницей целого вала проблем стала пандемия. Где-то неэффективно действует Правительство.
Например, в ноябре объявили о прекращении деятельности пять компаний под брендом Mouzenidis Travel. Как минимум полгода организация фактически находилась в предбанкротном состоянии, но официально о банкротстве никто не заявлял, и граждане не могли предъявлять к ним иски о взыскании долгов. А сегодня с неё взять нечего. Поэтому я считаю, что Ростуризму нужно дать полномочия отслеживать финансовое положение компаний и оперативно действовать для пресечения массовых нарушений прав потребителей.
Нужно также запретить туроператорам тратить деньги граждан на цели, не связанные с обеспечением их отдыха. Сейчас за этим никто не следит. В итоге у нас туроператоры регулярно создают «финансовые пирамиды», демпингуя на рынке, чтобы новыми клиентами закрыть ранее возникшие финансовые бреши. Другие задачи они должны решать за счёт своей прибыли или надбавки в туре за свои услуги. Конечно, операторы могут привести множество аргументов, почему этого делать не нужно. И мы готовы к открытому разговору на эту тему. Изучаем сейчас международный опыт в этой части. Но, безусловно, нужно создавать дополнительные механизмы финансового контроля за туроператорами.
Здесь можно взять за основу опыт Центробанка, который устанавливает для банков и микрофинансовых организаций определённые ограничения, в том числе требования к уставному капиталу, суммам для обеспечения возникших в процессе деятельности обязательств. Банк России проверяет финансовую отчётность, следит, куда идут деньги, и, если видит, что у компании не сходится дебет с кредитом, принимает меры для недопущения банкротства, а если его нельзя остановить — для защиты средств граждан и компенсации убытков вкладчиков. Понятно, что в туротрасли не получится полностью дублировать банковское законодательство, но общий подход правильный. Это позволит защитить от необоснованных потерь и путешественников, и компании, которые не всегда могут правильно вести финансовые дела. После обсуждения выйдем на законодательную инициативу.
Читайте также:
• Костенко: финансовое состояние туроператоров необходимо отслеживать • Нужен график возврата средств за несостоявшиеся в 2020 году туры, считают в Совфеде • Ростуризм просят прояснить правила пребывания в России привитых иностранцев
Также будем заниматься разработкой законопроекта о совершенствовании механизмов страхования профессиональной ответственности. Сейчас туроператоры часто кивают на то, что туристы могут сами оформить страховку, туристы же экономят на этом. Но я считаю, что это не одно и то же. Нужно эффективное страхование профессиональной ответственности туроператоров. Сейчас компании резервируют, например в Турпомощи, на случай банкротства совсем небольшие суммы, которые ничего не покрывают. Будем работать и в этом направлении.
- Представители турбизнеса, как вы упомянули, попросили премьер-министра продлить отсрочку исполнения обязательств по несостоявшимся из-за пандемии турам. Как вы к этому относитесь?
- Моё личное мнение, что решение Правительства не должно быть однозначным — в пользу первых или вторых. Моя позиция заключается в том, что нельзя принимать одно решение для всех компаний. У нас есть региональные туроператоры, чьи направления не открылись, — им можно продлить срок погашения. Но у нас есть направления, как Египет, Турция и другие страны, которые открылись, и туроператоры активно туда продают туры, тогда почему мы должны в отношении них продлевать мораторий, ущемляя права людей?
Поэтому я считаю, что нужен дифференцированный подход. Сейчас я пишу письмо в Правительство, в котором подробно изложу свою позицию.
- А как ещё можно поддержать путешественников и туриндустрию финансовом плане?
- Глава Комитета по туризму предложил сохранить детский кешбэк. Он хорошо зарекомендовал себя прошлым летом — родители могли вернуть часть стоимости путёвок в детские лагеря. Лично я поддержала предложение, но неизвестно, примут ли в итоге такое решение. Пока обратной связи от Правительства нет.
Надо сказать, что детские лагеря так и не получили никакой другой господдержки во время пандемии. В первый год они не работали, а на следующий год им пришлось исполнять накопившиеся обязательства, и в итоге у них образовался финансовый разрыв примерно на 30 процентов. По словам родителей, которые ко мне обращались, это сказалось на качестве услуг, в том числе питания, иногда не было вожатых. Я считаю, что повлиять на ситуацию можно, найдя таким частным детским лагерям «хозяина», то есть ведомство, которое возьмёт вопрос их поддержки на контроль. Сейчас сфера детского отдыха и оздоровления относится к Минпросвещения, но в министерстве, как нам сказали сами его представители, занимаются школами и пятью федеральными лагерями. Было бы логично отнести частные лагеря к Ростуризму или к Минздраву, чтобы сделать акцент на туристической составляющей и оздоровлении.
Также в проекте бюджета России на следующие три года мы предусмотрели увеличение бюджетного финансирования Ростуризма и соответствующего нацпроекта по целому ряду направлений, в том числе на сто миллионов — на информирование людей о внутреннем туризме. Хотя тут нужно также поменять подход — рекламировать российский туризм не в целом, что он у нас есть и развивается, а конкретные направления и объекты, в первую очередь новые. Это позволило бы в том числе помочь стране бороться с пандемией. Люди не перестанут ездить на отдых, как их ни ограничивай, но грамотно рассредоточить потоки туристов — вот задача, которую сегодня нужно решать. Чтобы люди не ехали только в Сочи или в Ялту, повышая там риск заболеваемости. А те, кто хочет отдохнуть в выходные, на праздники или отправиться в отпуск на две недели, понимали, куда можно поехать и что посмотреть.
Исходя из этих же целей стоит поддерживать развитие внутреннего туризма в малых населённых пунктах, которые имеют историческую ценность. Например, город Армавир в Краснодарском крае — это интересное историческое поселение, имеющее исторический статус. Вокруг него — царская дорога, уникальный старинный конезавод, старинные усадьбы… Туда могли бы приезжать люди, которые хотят путешествовать по югу России — Краснодарскому, Ставропольскому краю, Карачаево-Черкесии. А пока все стоят в пробках на побережье — в Сочи и Анапу… Есть программа благоустройства малых исторических городов по линии Минстроя, но она не увязана с развитием туризма.
Надо понимать, что туриндустрия, как и строительная отрасль, имеет мультипликативное действие — каждый рубль, вложенный в неё, влечёт за собой развитие целого ряда других отраслей, например авиа, железнодорожных перевозок, пищевой, лёгкой промышленности. Это даёт и развитие экономики, и создание рабочих мест. И мы будем настаивать на подходе, когда отрасль развивают в целом, включая дороги, инфраструктуру, а не просто отдельные гостиничные комплексы.
Ещё материалы: Наталья Костенко