Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Топилин: Рекламу российских виноделен на билбордах надо разрешить по всей стране

В Госдуме готовят исключения из запрета продвигать отечественных производителей вина на щитах вдоль дорог

12.02.2024 00:00

Автор: Евгения Филиппова

Топилин: Рекламу российских виноделен на билбордах надо разрешить по всей стране
Максим Топилин © Игорь Самохвалов/ПГ

Разрешить рекламу российских виноделен на электронных билбордах по всей стране, но только ночью, с 23 часов до 7 утра — такие поправки в законопроект о продвижении винодельческих хозяйств готовят в Комитете Госдумы по экономической политике, рассказал в интервью «Парламентской газете» председатель комитета Максим Топилин. По его словам, законопроект могут принять в марте. Кроме того, депутаты планируют заняться развитием винного туризма, запретить продажу детям энергетических напитков и изменить правила лицензирования бизнеса.

- Максим Анатольевич, Госдума приняла закон о так называемых «наливайках» — забегаловках на первых этажах жилых домов, где по ночам разливают алкоголь по стаканам. Как он будет работать?

- Этот закон мы долго прорабатывали с Правительством, было несколько редакций, и в итоге мы договорились, что регионы сами будут решать, ограничивать ли им время продажи алкоголя в точках общепита, находящихся в многоквартирных домах, или нет. Исключение сделано для ресторанов — их ограничения не коснутся. Это обусловлено тем, что рестораны — это цивилизованные заведения, которые обеспечивают общественный порядок. К тому же они редко работают после 23 часов.

Если субъект России решит воспользоваться новым правом, ему нужно будет принять специальный закон и указать там основания, условия и порядок введения ограничений, чтобы предприниматели знали, чего ждать. Основанием могут стать, например, многократные обращения граждан, которым мешает по ночам шумная работа того или иного заведения.

Такие правила можно будет ввести не на всей территории региона, а выборочно. Например, сделав исключения для курортов или центральных городских районов, где обычно отдыхают горожане и туристы. Нужно понимать, что доходы цивилизованного бизнеса — это доходы и местных бюджетов, которые идут на благоустройство и решение других местных вопросов, поэтому решения надо принимать очень аккуратно. Думаю, новым правом воспользуются Забайкальский край, Архангельская, Кемеровская, Новгородская области, Якутия, Краснодарский край, где чаще всего поднимали вопрос «наливаек».

- А будут еще какие-то изменения в антиалкогольном законодательстве?

- Мы готовим ко второму чтению законопроект, разрешающий наружную рекламу российских винодельческих хозяйств. Именно мест, а не вина как такового. Российское виноделие в последние годы показывает фантастические результаты, занимает все большую нишу. Возможно, это не так очевидно в Москве, где на полках традиционно много иностранного вина, но в Крыму, на Кубани огромное количество качественных российских вин. На отечественную продукцию делают ставку и наши крупные авиакомпании. А реклама будет дополнительно продвигать винодельни, особенно маленькие.

Пока законопроект разрешает размещать такую рекламу только в тех субъектах, где находятся сами хозяйства, выращивают виноград, делают вино. Но ко второму чтению мы предложим предусмотреть эту возможность по всей стране. Но только ночью — с 23 часов до 7 утра, — и только на электронных носителях рекламы. Ведь понятно, что не получится переклеивать рекламу два раза в сутки, если это будет обычный билборд.

Но пока остались вопросы. Мы провели совещание с Федеральной антимонопольной службой, и там усомнились, что смогут контролировать размещение такой рекламы. Поэтому мы сейчас прорабатываем механизм, чтобы рекламодатели отправляли в ФАС всю необходимую информацию в цифровом виде. Найдем формулировку, которая всех устраивает. И я очень надеюсь, что если не в феврале, то в марте этот законопроект примем.

В комитете также находится законопроект о винном туризме. Пока ждем на него заключение Правительства. Ни у кого нет сомнений, что он будет принят в том или ином виде, но надо найти консенсус по поводу возможности возводить на сельскохозяйственных землях те или иные постройки. Виноделы говорят, что им дорого везти виноград на переработку, и им нужны маленькие цеха прямо рядом с виноградниками. А еще маленькие гостевые дома, чтобы приглашать туристов. На землях сельхозназначения все это запрещено. Если это разрешать, то предстоит определиться, каковы должны быть критерии строений, как получать разрешения.

Кому положены повышенные пособия и выплаты с 1 февраля 2024 года

Сейчас появляется много новых винных стартапов. Несмотря на то, что это рисковое дело, никто не гарантирует, что виноград вызреет и растения не побьют морозы. Летом, когда я был в Крыму, объехал несколько точек, поговорил с виноделами, и это действительно фанаты своего дела. Винодельни есть не только в Крыму и на Кубани, они появляются в Самарской области, Ростовской. И нужно помочь хозяйствам развиваться.

- Вы с коллегами внесли в Госдуму законопроект, который запрещает продавать энергетики детям. Почему это понадобилось?

- Изначально это была инициатива ряда депутатов во главе с председателем Комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Ниной Останиной. Но к документу возникло много замечаний с юридической точки зрения. Поэтому мы собрались с профильными ведомствами — Минпромторгом, Минздравом, и проговорили все вопросы. Мы исходим из того, что если что-то запрещать, надо иметь доказательства, что это вредно. Минздрав представил информацию, что в энергетиках содержатся кофеин синтетического происхождения, биологически активные вещества в большом количестве, которые могут нанести вред здоровью подростков. А Минпромторг подтвердил, что наше предложение не особо повлияет на саму отрасль. Хотя бизнес выступил, конечно, против, что понятно, никому не хочется, чтобы их ограничивали.

В итоге мы, доработав законопроект со всеми министерствами, внесли его и теперь ждем заключение Правительства. Самый сложный вопрос в том, как контролировать продажу. Если алкоголь легко отслеживается по акцизным марках в системе ЕГАИС, то с энергетиками надежда только на то, что работники будут исполнять требование и не станут продавать напитки детям.

- А будут ли штрафовать кассиров, которые станут нарушать правила?

- Может быть, мы подготовим такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Но для начала нужно посмотреть, как будут разворачиваться события с самим законопроектом. Если получим отзыв на инициативу до конца весенней сессии, то, конечно, рассмотрим ее.

- Какие еще законопроекты собираетесь рассматривать в комитете в эту сессию?

- Еще один приоритетный законопроект, который мы готовим ко второму чтению, — о креативных индустриях. Это могут быть компании в совершенно разных сферах — IT, дизайна, кино. Пока речь идет о том, чтобы создать на региональном и федеральном уровне реестры таких компаний и предусмотреть для них меры поддержки — для начала региональные, потом, когда будет понятно, кто подает заявки, возможно, и федеральные. Конечно, в регионах уже сейчас создают креативные кластеры, предусматривают поддержку, но в этом направлении продвинулись немногие.

Сейчас дорабатываем с Правительством поправки ко второму чтению. Остался вопрос, в какой момент компания должна получать право на поддержку: пока она тратит деньги и еще не достигла никаких результатов, например, снимает кино или которая уже показала какие-то результаты.

По экспертным оценкам, в мире на креативные индустрии приходится до 8-10 процентов валового внутреннего продукта. И если мы сможем создать для них правовое поле и предложить в последующем различные инструменты поддержки, это будет серьезным вкладом в развитие экономики.

Ждем от Правительства законопроект о технологических компаниях, так называемом технологическом суверенитете. Это должен быть большой системный документ, который объединит в себе всю терминологию и все меры поддержки. Мы недавно обсудили это с Министром экономического развития Максимом Решетниковым, думаю, скоро документ будет внесен.

Еще мы внесли законопроект о лицензировании. Сейчас многое переходит в электронный вид, лицензий как таковых на бумаге нет, есть электронные реестры. Появляются новые возможности оптимизировать процесс, быстрее рассматривать документы. Но чтобы что-то поменять, приходится каждый раз вносить изменения в законы. Поэтому мы предложили дать Правительству право менять сроки выдачи лицензий, внося поправки в положения о лицензировании, а не законодательство.

Читайте также:

• Алтухов: Винный туризм получит новое развитие после поправок в закон о турдеятельности