Телефонное мошенничество: современные вызовы, пути решения и законодательное регулирование отрасли
Телефонное мошенничество: пути решения и законодательное регулирование отрасли
Современное общество все больше интегрировано с цифровыми технологиями, что открывает новые возможности и для преступников. Телефонное мошенничество в своем развитии и усложнении является ярким примером этого явления. Несмотря на схожесть с традиционными мошенническими схемами, телефонные мошенники используют современные технологии, что делает их методы более изощренными и эффективными.
Телефонное мошенничество появилось еще в 60-70-е годы прошлого века, когда подмена номеров использовалась в целях избежать платы за междугородную сеть. С появлением IP-технологий в 00-х годах этого века и возможностью подключать АТС (автоматические телефонные станции) по IP-протоколам была заложена техническая реализуемость подмены вызывающих абонентов и стала предлагаться операторами связи как услуга за дополнительную плату. Стремление сохранения высокого темпа ростов доходов крупными операторами привело к увеличению количества регистраций анонимных SIM-карт, оформлявшихся на фальшивые персональные данные подставными компаниями. Это стало результатом роста числа мобильных подключений (до 270 миллионов) при снижении фиксированных телефонов практически в два раза.
На сегодняшний день покрытие сети крупными операторами связи создает пространство возможностей для создания мошеннических схем. Во-первых, ущерб от взлома таких сетей значительно выше. В связи с тем, что цель телефонного мошенничества — изъятие денежных средств незаконными методами, взламывать сети малого и среднего размеров экономически невыгодно, и, наоборот, крупные сети телефонных операторов являются приоритетной целью. Во-вторых, c одной стороны, большая сеть позволяет быстрее выявлять некоторые виды мошеннических действий, с другой — на крупной сети сложнее идентифицировать конкретных злоумышленников, что затрудняет обеспечение безопасности как самой сети, так и оказываемых услуг.
Основные причины роста телефонного мошенничества связаны с широким распространением цифровых технологий, которые предоставляют мошенникам возможность разрабатывать более инновационные и изощренные методы преступных схем.
Для борьбы с мошенническими звонками, связанными с подменой номера, на настоящий момент действует программно-аппаратный комплекс «Антифрод», который получает от каждого оператора информацию о каждом звонке и анализирует ее. Проверка звонка включает в себя информацию о том, кто совершил звонок и кому он поступил, сверяя данные с исходной АТС (сети) и конечной АТС (сети).
Еще одной важнейшей проблемой является осуществление мошенничества через сервисы, которые обеспечивают интернет-доступ и предоставляют голосовые и видеоуслуги через интернет, такие как WhatsApp, Viber, Telegram. Мошенники используют эти сервисы, чтобы не только подменить номер звонящего, но и скопировать телефонную книгу жертвы и совершить звонки всем ее контактам. На настоящий момент еще не выработаны работоспособные алгоритмы для борьбы с данным видом мошенничества, поскольку операторы связи, предоставляющие такие возможности, расположены за пределами России.
Таким образом, для снижения количества противоправных деяний и эффективной борьбы с телефонным мошенничеством является целесообразным принятие следующих мер:
- Отмечать подозрительными сообщения, приходящие через мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber, Telegram, при использовании подменных номеров (например, зарегистрированных на виртуальные СИМ-карты). Для этого необходимо проработать механизм взаимодействия операторов связи с владельцами мессенджеров и иных приложений, где для идентификации пользователей используется номер телефона.
- При заключении договора на покупку номеров юридическим лицом указывать данные сотрудников, которые будут пользоваться конкретным номером от лица компании.
- Необходимо усилить координацию действий правоохранительных органов и коммерческих структур для эффективной борьбы с мошенничеством (например, в рамках межотраслевой системы взаимодействия ТелеЦерт по аналогии с ФинЦерт), а также предоставить операторам связи и банкам специальные юридические полномочия с учетом тайны связи и банковской тайны для эффективного и своевременного предотвращения мошенничества, обеспечить возможность обмениваться информацией о данных пользователей для проведения проверок и формирования списка подозрительных номеров.
- Повышать осведомленность населения за счет информирования граждан о существующих схемах мошенничества, а также обучать пользователей основам финансовой грамотности, предупреждая о рисках раскрытия персональных данных.
Реализация этих мер позволит существенно повысить безопасность пользователей и снизить уровень телефонного мошенничества.
Таким образом, в связи с новыми вызовами является целесообразным оперативное развитие законодательства по борьбе с мошенничеством в цифровой среде. Необходимо обеспечить всестороннюю дискуссию по предложениям по борьбе с мошенничеством и привлечение экспертов к разработке новых законов в рамках профильных структур. Данная тема станет объектом открытого обсуждения осенью на круглом столе «Противодействие мошенническим действиям в цифровую эпоху: вызовы и законодательные решения» в рамках секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.
Телефонное мошенничество является серьезной проблемой, которая требует комплексного подхода к ее решению. Реализация этих мер позволит создать комплексную систему для предотвращения мошенничества и защиты граждан от связанных с ним негативных последствий.
Ещё материалы: Артем Шейкин