Все о пенсиях в России

вчераПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Телефонное мошенничество: современные вызовы, пути решения и законодательное регулирование отрасли

Телефонное мошенничество: пути решения и законодательное регулирование отрасли

25.07.2024 00:00

Современное общество все больше интегрировано с цифровыми технологиями, что открывает новые возможности и для преступников. Телефонное мошенничество в своем развитии и усложнении является ярким примером этого явления. Несмотря на схожесть с традиционными мошенническими схемами, телефонные мошенники используют современные технологии, что делает их методы более изощренными и эффективными.

Телефонное мошенничество появилось еще в 60-70-е годы прошлого века, когда подмена номеров использовалась в целях избежать платы за междугородную сеть. С появлением IP-технологий в 00-х годах этого века и возможностью подключать АТС (автоматические телефонные станции) по IP-протоколам была заложена техническая реализуемость подмены вызывающих абонентов и стала предлагаться операторами связи как услуга за дополнительную плату. Стремление сохранения высокого темпа ростов доходов крупными операторами привело к увеличению количества регистраций анонимных SIM-карт, оформлявшихся на фальшивые персональные данные подставными компаниями. Это стало результатом роста числа мобильных подключений (до 270 миллионов) при снижении фиксированных телефонов практически в два раза.

На сегодняшний день покрытие сети крупными операторами связи создает пространство возможностей для создания мошеннических схем. Во-первых, ущерб от взлома таких сетей значительно выше. В связи с тем, что цель телефонного мошенничества — изъятие денежных средств незаконными методами, взламывать сети малого и среднего размеров экономически невыгодно, и, наоборот, крупные сети телефонных операторов являются приоритетной целью. Во-вторых, c одной стороны, большая сеть позволяет быстрее выявлять некоторые виды мошеннических действий, с другой — на крупной сети сложнее идентифицировать конкретных злоумышленников, что затрудняет обеспечение безопасности как самой сети, так и оказываемых услуг.

Основные причины роста телефонного мошенничества связаны с широким распространением цифровых технологий, которые предоставляют мошенникам возможность разрабатывать более инновационные и изощренные методы преступных схем.

Для борьбы с мошенническими звонками, связанными с подменой номера, на настоящий момент действует программно-аппаратный комплекс «Антифрод», который получает от каждого оператора информацию о каждом звонке и анализирует ее. Проверка звонка включает в себя информацию о том, кто совершил звонок и кому он поступил, сверяя данные с исходной АТС (сети) и конечной АТС (сети).

Еще одной важнейшей проблемой является осуществление мошенничества через сервисы, которые обеспечивают интернет-доступ и предоставляют голосовые и видеоуслуги через интернет, такие как WhatsApp, Viber, Telegram. Мошенники используют эти сервисы, чтобы не только подменить номер звонящего, но и скопировать телефонную книгу жертвы и совершить звонки всем ее контактам. На настоящий момент еще не выработаны работоспособные алгоритмы для борьбы с данным видом мошенничества, поскольку операторы связи, предоставляющие такие возможности, расположены за пределами России.

Таким образом, для снижения количества противоправных деяний и эффективной борьбы с телефонным мошенничеством является целесообразным принятие следующих мер:

  1. Отмечать подозрительными сообщения, приходящие через мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber, Telegram, при использовании подменных номеров (например, зарегистрированных на виртуальные СИМ-карты). Для этого необходимо проработать механизм взаимодействия операторов связи с владельцами мессенджеров и иных приложений, где для идентификации пользователей используется номер телефона.
  2. При заключении договора на покупку номеров юридическим лицом указывать данные сотрудников, которые будут пользоваться конкретным номером от лица компании.
  3. Необходимо усилить координацию действий правоохранительных органов и коммерческих структур для эффективной борьбы с мошенничеством (например, в рамках межотраслевой системы взаимодействия ТелеЦерт по аналогии с ФинЦерт), а также предоставить операторам связи и банкам специальные юридические полномочия с учетом тайны связи и банковской тайны для эффективного и своевременного предотвращения мошенничества, обеспечить возможность обмениваться информацией о данных пользователей для проведения проверок и формирования списка подозрительных номеров.
  4. Повышать осведомленность населения за счет информирования граждан о существующих схемах мошенничества, а также обучать пользователей основам финансовой грамотности, предупреждая о рисках раскрытия персональных данных.

Реализация этих мер позволит существенно повысить безопасность пользователей и снизить уровень телефонного мошенничества.

Таким образом, в связи с новыми вызовами является целесообразным оперативное развитие законодательства по борьбе с мошенничеством в цифровой среде. Необходимо обеспечить всестороннюю дискуссию по предложениям по борьбе с мошенничеством и привлечение экспертов к разработке новых законов в рамках профильных структур. Данная тема станет объектом открытого обсуждения осенью на круглом столе «Противодействие мошенническим действиям в цифровую эпоху: вызовы и законодательные решения» в рамках секции «Обеспечение технологического суверенитета и информационной безопасности Российской Федерации» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации.

Телефонное мошенничество является серьезной проблемой, которая требует комплексного подхода к ее решению. Реализация этих мер позволит создать комплексную систему для предотвращения мошенничества и защиты граждан от связанных с ним негативных последствий.