Телефонная активность выдаст преступника

Центробанк расширил перечень признаков мошеннических операций

12.07.2024 00:00

Автор: Мария Кузнецова

Телефонная активность выдаст преступника
  © freepik.com

Банк России обновил признаки мошенничества, которые должны учитывать банки для предотвращения переводов денег. Раньше их было три, теперь — шесть. К новым признакам добавили переводы на счета, по которым ранее выявили мошеннические операции, а также наличие уголовного прошлого получателя средств и его необычную телефонную активность. Приказ ЦБ с обновленными критериями вступит в силу 25 июля, тогда же начнет действовать и закон о новых механизмах противодействия подозрительным операциям с использованием этих признаков. «Парламентская газета» выяснила, как это поможет бороться со злоумышленниками.

Пробить по базе

Еще в 2018 году регулятор определил для банков три признака подозрительных операций. Переводы обязали приостанавливать, если счет получателя занесен в базу данных ЦБ о мошенниках, а также если выявлена нетипичная для клиента операция: по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения или если зафиксирована попытка перевести деньги с устройства, которое ранее использовали злоумышленники, и эта информация есть в базе данных Центробанка.

Базу данных ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» пополняют банки и другие операторы платежных систем. Она содержит данные о совершенных операциях, плательщиках и получателях денег. Сведения из этой базы регулятор присылает потом во все банки.

«Сведения о получателе платежа, в том числе о юридическом лице, попадают в эту базу данных на основании информации, поступающей и от банка-отправителя, ​и от банка-получателя. В соответствии с действующим законодательством банк-получатель, прежде чем направить сведения в Центробанк, должен проанализировать всю информацию, в том числе о деятельности клиента, которая имеется в распоряжении кредитной организации», — пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Эту информацию регулятор проверяет в соответствии с внутренним порядком и включает в базу данных на основе определенных правил и алгоритмов, добавил он.

Отсечь уголовников и чересчур общительных

Согласно новому приказу ЦБ, банки обязаны приостанавливать переводы на счета, по которым ранее, по оценкам своих антифрод-систем, обнаружили признаки мошеннических операций. Причем даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане, счета злоумышленников не передавали в базу данных ЦБ, а остались только в собственной базе кредитной организации.

Самый простой пример работы антифрода — код в СМС для подтверждения платежа. А вообще это целый комплекс алгоритмов, позволяющий анализировать количество пользователей одной карты, транзакций за единицу времени, размер единоразового платежа и количество карт, с которых один пользователь может совершать покупки за определенный период времени.

Еще один новый критерий ЦБ, который должен насторожить банки, — данные о возбужденном уголовном деле по статье о мошенничестве против получателя средств. Они могут поступить в банк по любым каналам, а не только при информационном обмене с МВД на площадке Банка России.

«Если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела, в таком случае банк приостановит зачисление средств на счет», — говорится в пояснении ЦБ.

Третий новый признак, на который банки обязаны обращать внимание, — данные, «поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции». Это может быть информация от операторов связи, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность и продолжительность переговоров или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах, уточнили в ЦБ.

Цель «миротворческого тура» Виктора Орбана — совсем не мир на Украине

Добить искусственным интеллектом

25 июля также вступит в силу закон, обязывающий банк возместить клиенту деньги, переведенные на мошеннический счет, который находится в базе ЦБ. Вернуть средства пострадавшему нужно в течение 30 календарных дней после получения заявления.

Закон также устанавливает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет и уведомит клиента о сомнительной операции. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтвердить перевод, считают в ЦБ.

Кроме того, банки должны будут отказать в дистанционном обслуживании лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация об их преступных действиях поступила от МВД. Прежде данные о так называемых дропперах банки получали только из базы данных ЦБ.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов назвал противоборство ЦБ с мошенниками вечным, так как после каждого ограничения мошенники придумывают новый обман. «Ресурсов у ЦБ и правоохранительных органов больше, и они должны использовать все достижения цифровизации, включая искусственный интеллект, для раскрытия мошеннических схем и борьбы с ними», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Абрамов считает, что мошенники наносят урон не только благосостоянию отдельных россиян, но и экономике в целом, поэтому их надо «показательно ловить и осуждать на реальные сроки без всякой пощады». При этом он заметил, что многие люди не сообщают о мошеннических звонках в правоохранительные органы.

«Необходимо упростить передачу таких данных в МВД. Чтобы это был не поход в полицию, потому что не каждый хочет тратить на это свое время, а придумать такой сервис, куда можно было бы скинуть номер телефона, с которого звонил злоумышленник», — предложил сенатор.

Читайте также:

• Мошенники не смогут звонить через мессенджеры