Все о пенсиях в России

вчераЛДПР предложила разрешить космонавтам выходить на пенсию на 5 лет раньше

вчераВ Соцфонде рассказали, кто имеет право на досрочную пенсию

09.04.2025Депутат рассказала, заставят ли самозанятых платить страховые взносы

Телефонная активность выдаст преступника

Центробанк расширил перечень признаков мошеннических операций

12.07.2024 00:00

Автор: Мария Кузнецова

Телефонная активность выдаст преступника
  © freepik.com

Банк России обновил признаки мошенничества, которые должны учитывать банки для предотвращения переводов денег. Раньше их было три, теперь — шесть. К новым признакам добавили переводы на счета, по которым ранее выявили мошеннические операции, а также наличие уголовного прошлого получателя средств и его необычную телефонную активность. Приказ ЦБ с обновленными критериями вступит в силу 25 июля, тогда же начнет действовать и закон о новых механизмах противодействия подозрительным операциям с использованием этих признаков. «Парламентская газета» выяснила, как это поможет бороться со злоумышленниками.

Пробить по базе

Еще в 2018 году регулятор определил для банков три признака подозрительных операций. Переводы обязали приостанавливать, если счет получателя занесен в базу данных ЦБ о мошенниках, а также если выявлена нетипичная для клиента операция: по сумме перевода, периодичности, времени и месту совершения или если зафиксирована попытка перевести деньги с устройства, которое ранее использовали злоумышленники, и эта информация есть в базе данных Центробанка.

Базу данных ЦБ «О случаях и попытках осуществления перевода денежных средств без согласия клиента» пополняют банки и другие операторы платежных систем. Она содержит данные о совершенных операциях, плательщиках и получателях денег. Сведения из этой базы регулятор присылает потом во все банки.

«Сведения о получателе платежа, в том числе о юридическом лице, попадают в эту базу данных на основании информации, поступающей и от банка-отправителя, ​и от банка-получателя. В соответствии с действующим законодательством банк-получатель, прежде чем направить сведения в Центробанк, должен проанализировать всю информацию, в том числе о деятельности клиента, которая имеется в распоряжении кредитной организации», — пояснил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Эту информацию регулятор проверяет в соответствии с внутренним порядком и включает в базу данных на основе определенных правил и алгоритмов, добавил он.

Отсечь уголовников и чересчур общительных

Согласно новому приказу ЦБ, банки обязаны приостанавливать переводы на счета, по которым ранее, по оценкам своих антифрод-систем, обнаружили признаки мошеннических операций. Причем даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане, счета злоумышленников не передавали в базу данных ЦБ, а остались только в собственной базе кредитной организации.

Самый простой пример работы антифрода — код в СМС для подтверждения платежа. А вообще это целый комплекс алгоритмов, позволяющий анализировать количество пользователей одной карты, транзакций за единицу времени, размер единоразового платежа и количество карт, с которых один пользователь может совершать покупки за определенный период времени.

Еще один новый критерий ЦБ, который должен насторожить банки, — данные о возбужденном уголовном деле по статье о мошенничестве против получателя средств. Они могут поступить в банк по любым каналам, а не только при информационном обмене с МВД на площадке Банка России.

«Если клиент или другое заинтересованное лицо предоставят подтверждающий документ о возбуждении уголовного дела, в таком случае банк приостановит зачисление средств на счет», — говорится в пояснении ЦБ.

Третий новый признак, на который банки обязаны обращать внимание, — данные, «поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции». Это может быть информация от операторов связи, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность и продолжительность переговоров или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах, уточнили в ЦБ.

Цель «миротворческого тура» Виктора Орбана — совсем не мир на Украине

Добить искусственным интеллектом

25 июля также вступит в силу закон, обязывающий банк возместить клиенту деньги, переведенные на мошеннический счет, который находится в базе ЦБ. Вернуть средства пострадавшему нужно в течение 30 календарных дней после получения заявления.

Закон также устанавливает двухдневный период охлаждения, в течение которого банк не будет переводить деньги на подозрительный счет и уведомит клиента о сомнительной операции. За это время человек, находящийся под влиянием злоумышленников, сможет одуматься и не подтвердить перевод, считают в ЦБ.

Кроме того, банки должны будут отказать в дистанционном обслуживании лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денег, если информация об их преступных действиях поступила от МВД. Прежде данные о так называемых дропперах банки получали только из базы данных ЦБ.

Первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов назвал противоборство ЦБ с мошенниками вечным, так как после каждого ограничения мошенники придумывают новый обман. «Ресурсов у ЦБ и правоохранительных органов больше, и они должны использовать все достижения цифровизации, включая искусственный интеллект, для раскрытия мошеннических схем и борьбы с ними», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Абрамов считает, что мошенники наносят урон не только благосостоянию отдельных россиян, но и экономике в целом, поэтому их надо «показательно ловить и осуждать на реальные сроки без всякой пощады». При этом он заметил, что многие люди не сообщают о мошеннических звонках в правоохранительные органы.

«Необходимо упростить передачу таких данных в МВД. Чтобы это был не поход в полицию, потому что не каждый хочет тратить на это свое время, а придумать такой сервис, куда можно было бы скинуть номер телефона, с которого звонил злоумышленник», — предложил сенатор.

Читайте также:

• Мошенники не смогут звонить через мессенджеры