Татьяна Москалькова: В центре любой системы — не цифра, не буква, а человек
Евразийский альянс омбудсменов обсудит осенью защиту прав человека в условиях цифровизации
В октябре в Москве состоится заседание Евразийского альянса омбудсменов. Он объединяет глав национальных правозащитных институтов России, Ирана, Кыргызстана, Казахстана, Армении, Узбекистана, Таджикистана, Сербии, Монголии и Королевства Бахрейн. Правозащитники международного альянса готовятся обсудить обеспечение прав и свобод человека в условиях цифровизации общества. О том, какие возможности для правозащитной деятельности открывает «цифра» и какие права человека в цифровом мире требуют особого внимания, рассказала российский омбудсмен, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор Татьяна Москалькова.
- Татьяна Николаевна, скоро вы встретитесь в Москве со своими коллегами — омбудсменами иностранных государств. В повестке — права человека в условиях цифровизации. Чем мотивирован выбор этой темы для международного диалога?
- Для всех членов Евразийского альянса омбудсменов, а сегодня это представители десяти государств, данная тема чрезвычайно актуальна.
С одной стороны, цифровизация дает человеку новые возможности для реализации и защиты своих прав и свобод, а с другой — порождает угрозы правам и свободам человека и гражданина. Нужно быть также реалистами и принимать во внимание «цифровое неравенство» — в силу того, что не каждый сегодня может иметь технические возможности для пользования цифровыми правами.
В этих ситуациях следует разобраться на основе практик, сложившихся в сфере правозащиты в государствах, омбудсмены которых являются членами альянса.
Действительно, все больший объем коммуникаций в разных уголках планеты происходит с использованием цифровых каналов связи. Люди активно используют IT-технологии в своей жизни. В электронный формат перешли государственные и муниципальные услуги, развивается электронный документооборот. Стремительными темпами внедряется во всех сферах искусственный интеллект. IT-технологии открывают все новые возможности для экономики, социально-культурной сферы, самореализации человека. Эксперты признают, что именно в этой сфере сейчас идет серьезная международная конкуренция, цифровые инновации становятся ключом к технологическому лидерству.
«Цифра» во многом помогает, но и несет немало рисков. Об этом говорят и отраслевые эксперты, и правозащитники, и сами люди, которые сталкиваются с неоправданным вторжением в личное пространство, манипуляцией мнением, кибербуллингом и другими угрозами. Высоки риски деструктивного влияния цифрового контента на детей, часты случаи кибермошенничества. «Темные стороны» цифровой экосистемы — большая общая проблема для многих стран и человечества в целом.
Напомню, численность мировой интернет-аудитории сегодня составляет 4,95 миллиарда человек, это 62,5% населения планеты, пользователей социальных сетей — 4,62 миллиарда, или 58,4% населения.
Люди охотно вошли в цифровой мир, но теперь все чаще испытывают тревогу, что «цифра» порождает всеобъемлющую систему слежения и контроля за человеком, позволяет посторонним вторгаться в личное пространство. Страхи по отношению к цифровизации испытывают 60% граждан России, в странах, объединенных ЕАО, этот показатель тоже высок.
Мы с коллегами считаем необходимым поделиться своими наработками в области правозащитной деятельности в цифровой среде, чтобы цифровые трансформации своевременно подкреплялись правовой базой, обеспечивающей гарантии соблюдения ключевых прав и свобод человека.
Я абсолютно убеждена, что в центре любой «системы координат», на любом этапе развития общества и технологического уклада стоит не цифра, не буква, а человек, с его достоинством, уникальной личностью, неотъемлемыми правами и интересами. Он всегда должен оставаться главным.
- Много ли к вам поступает обращений в связи с нарушением прав граждан в цифровой сфере? Какие проблемы наиболее чувствительны в этой сфере для России и стран альянса?
- За три последних года в мой адрес поступило более 800 обращений, в которых содержится несогласие с электронными процедурами идентификации и аутентификации личности, сбором и обработкой персональных данных.
Есть люди, которые говорят, что электронная коммуникация с госорганами противоречит их религиозным убеждениям. Граждане жалуются на неправомерное распространение их личных данных через интернет, их преступное использование при помощи цифровых технологий. Распространенным стало интернет-мошенничество, а также деструктивный контент, до сих пор присутствующий в интернете, например призывы к насилию и пропаганда суицидов. Граждане опасаются, что распространение биометрических технологий позволит постоянно наблюдать за каждым человеком и нарушит конституционное право на личную и семейную тайны гражданина, на конфиденциальность общения с друзьями, родными, близкими.
Это не просто фобии. По данным Роскомнадзора, за 2023 год на российских платформах зафиксировано 168 утечек персональных данных, в результате которых в открытый доступ попало более 300 миллионов записей. Люди не чувствуют себя в полной мере защищенными, когда происходят такие факты.
Есть и такие обращения, в которых граждане пишут о том, что распространение цифровых технологий опережает существующие реалии и происходит без учета географии, технических возможностей населения, проживающего в труднодоступных и отдаленных местностях, и особенностей отдельных групп граждан, не имеющих навыков и желания пользоваться гаджетами. Так, ко мне и моим коллегам в регионах приходили жалобы от жителей из сельских населенных пунктов, в основном пенсионеров, на закрытие отделений «Почты России», через которые они получали корреспонденцию, пенсии, выплаты. В данном случае мы выступили в защиту этих граждан и рекомендовали органам государственной власти и муниципальным образованиям подходить к решению этого вопроса дифференцированно, с учетом мнения людей и их возможностей.
Государства, омбудсмены которых являются членами Евразийского альянса, активно развивают законодательство и нарабатывают правоприменительную практику по защите персональных данных, тайн личной жизни. В Казахстане, например, действуют законы «О персональных данных и их защите» и «Об информатизации», постановлением Правительства Республики Казахстан утверждены «Правила осуществления собственником и (или) оператором, а также третьим лицом мер по защите персональных данных». В Кыргызстане — законы «Об информации персонального характера» и «О биометрической регистрации граждан Кыргызской Республики». Защита персональных данных как одного из основных прав и свобод человека гарантируется законодательством Республики Сербии, и в других странах альянса тоже активно развивается правовая база в этом направлении. Однако на практике еще остается огромное количество нерешенных проблем в этом направлении.
Порой законодательная база не успевает за стремительным темпом развития технологий, в некоторых сферах недостаточно правоприменительной практики. Именно поэтому правозащитные институты вовлечены в проблематику цифровизации. Важно обеспечить в киберпространстве защиту всех традиционных, конституционных прав человека, которые он имеет в офлайн-среде: неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, свободу мнения, право на защиту своей чести и доброго имени и другие.
Есть и новые, «цифровые» права, которые тоже нуждаются в защите. Они включают в себя комплекс прав человека на доступ к цифровым ресурсам, цифровым технологиям и технологическим платформам, а также личные и коллективные, имущественные и неимущественные права человека, проистекающие из специфики цифровой реальности. В дополнение экспертным сообществом поднимается вопрос о разработке новых прав, таких как, например, право не подчиняться алгоритмическим решениям искусственного интеллекта или право «быть забытым» в цифровой среде.
Наше правозащитное сообщество держит эти вопросы в поле своего внимания и участвует в обсуждении и выработке необходимых законодательных решений.
- К вам традиционно поступает большое количество обращений от участников уголовного процесса. Цифровизация затронула в том числе судебную и правоохранительную системы. Как это помогает людям защитить свои права? Есть ли интерес к этому у коллег по ЕАО?
- Безусловно, цифровизация помогает, но при условии, что имеются для этого соответствующие технические и организационные возможности. А таковые, к сожалению, не везде есть.
Обвиняемый, подозреваемый и подсудимый, ограниченные в своих действиях мерами принуждения, в том числе в случае применения к ним меры пресечения в виде заключения под стражу, особенно нуждаются в использовании цифровых технологий. Уже сейчас в соответствии с поправками в наш УПК им позволяют участвовать в режиме онлайн в судебных процессах, без мучительных переездов в автозаке из СИЗО в суд и обратно, проводить встречи с адвокатом или со следователем. Используя цифровые технологии, находящийся под стражей может пообщаться с родственниками с помощью электронных писем.
Развивается система «Электронное правосудие», которая позволяет посредством интернета подавать документы в суд, следить за их движением и ходом рассмотрения дела, информировать участников судебного процесса обо всех событиях по делу и решать многие другие задачи. И конечно, удобно для участников уголовного процесса со стороны защиты, а также следователю иметь возможность работать с электронным уголовным делом, а не носить на ознакомление по окончании предварительного следствия огромное количество томов.
Мы не один год фиксировали запрос общества на необходимость сокращения периода, который проходит между совершением преступления и наступлением наказания за него. Использование современных компьютерных технологий помогает решить эту задачу.
Сегодня все члены ЕАО высоко оценивают появление и распространение e-court судов, или, другими словами, электронных судов, в которых юридически значимые действия переведены в электронную форму: электронный документооборот, участие в заседании через видео-конференц-связь, дистанционное уведомление лиц, участвующих в деле, о ходе рассмотрения судебного спора и его результатах. Среди стран ЕАО, помимо России, e-court система хорошо развита в Казахстане и Армении, другие страны проявляют к ней интерес.
В уголовном судопроизводстве Кыргызстана недавно введена новая мера пресечения в форме электронного наблюдения, вводится обязательная видеофиксация заседаний и механизм онлайн-судов. Высокий уровень цифровых преобразований судебной системы достигнут Королевством Бахрейн: в электронном виде назначаются и проводятся заседания судов, осуществляется защита, отслеживаются судебные решения. Этот опыт был представлен на площадке XII Петербургского международного юридического форума министрами юстиции стран — участниц. По общему мнению, цифровизация повышает доступность правосудия для граждан и доверие общества к судебной власти.
Благодаря «цифре» сокращаются сроки судопроизводства, повышается прозрачность правоохранительной и судебной системы, снижаются расходы, связанные с необходимостью физического присутствия на различных стадиях уголовного судопроизводства, разгружаются органы, осуществляющие предварительное расследование, и суды.
На подходе — цифровизация производства по делам об административных правонарушениях. Соответствующий законопроект разработан Минюстом России и до конца текущего года должен быть внесен в Государственную Думу.
Дальнейшим важным этапом в нашей стране может стать запуск в 2024 году суперсервиса «Правосудие онлайн», который обеспечит ознакомление с материалами дела, упростит процедуру определения подсудности дела, позволит получать судебные извещения и копии судебных актов посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), оплачивать в режиме онлайн государственную пошлину, отслеживать статус рассмотрения процессуального обращения в суды и получение уведомлений в личном кабинете о ходе его рассмотрения.
Интерес к этим новациям и к теме в целом со стороны зарубежных коллег колоссальный. Мы это почувствовали в апреле, когда на площадке МГИМО прошла пленарная сессия «Цифровизация в уголовном процессе» в рамках Международного научно-практического форума, и в июне — работая на полях ПМЮФ-2024. Это также востребованная тема диалога в формате ЕАО.
Главной задачей цифровых технологий в уголовном судопроизводстве является не замена процессуальной формы как таковой, не цифровизация ради цифровизации, а улучшение порядка уголовного производства, упрощение работы задействованных в этом должностных лиц, и конечно, обеспечение соблюдения прав граждан. Международные правозащитники интересуются данными вопросами.
- А вы сами в правозащитной деятельности как используете цифровые инструменты?
- В Доме прав человека уже несколько лет работает интернет-приемная уполномоченного по правам человека в РФ. По итогам 2023 года через нее было принято около 40 процентов всего объема обращений граждан. Еще почти семь процентов писем пришло по e-mail. Мы ведем приемы по видео-конференц-связи, принимаем обращения в социальных сетях. В общей сложности IT-коммуникации дали нам в прошлом году более 43 тысяч «сигналов». Сегодня это самый востребованный способ сообщить о своей проблеме: быстро, удобно, дистанционно.
С 2022 года у нас заработала система межведомственного электронного документооборота (МЭДО) — это тысячи документов ежегодно.
Идет создание Федеральной государственной информационной системы уполномоченных по правам человека (ФГИС «УПЧ»), которая будет запущена с 1 января 2025 года. Она объединит цифровое пространство всех уполномоченных в регионах России, позволит нам обмениваться в онлайн-режиме необходимой информацией, а самое главное — более оперативно помогать людям. Мы сможем проводить онлайн-консультации и оказывать онлайн-помощь пользователям ФГИС «УПЧ», будут автоматизированы процессы регистрации, хранения, анализа и учета обращений граждан и документов, появятся новые возможности для мониторинга и экспертно-аналитической работы.
Правозащитные институты в России полностью вовлечены в цифровую среду, и можно сказать, что мы знаем эту проблематику, все pro и contra, изнутри.
Нередко мы проводим встречи и консультации также и с коллегами из альянса по ВКС. Без этой формы работы мы себя уже не мыслим.
- Цифровая среда — это многогранная тема. Какие еще вопросы «цифровой повестки» вы планируете обсудить на очередном заседании Евразийского альянса омбудсменов?
- Повестка в процессе обсуждения, ждем предложений от коллег по альянсу и с учетом этого будем формировать деловую программу. Сегодня важно обобщать практики зарубежных стран, знакомиться с их нормотворчеством и правоприменением в цифровой среде, опытом правозащитной деятельности, чтобы вместе развиваться и противостоять глобальным цифровым рискам.
Со своей стороны, считаю, что актуальными являются, например, вопросы защиты трудовых прав граждан при платформенной занятости, которая стремительно развивается практически во всех странах — участницах ЕАО. Важная тема — использование IT-технологий для обеспечения защиты прав и интересов соотечественников за рубежом. Для россиян — это, в частности, возможность получить за пределами страны электронную подпись и пользоваться всеми цифровыми сервисами платформы «Госуслуги». В ходе встречи интересно было бы обсудить эти вопросы.
Я планирую привлечь внимание членов ЕАО к модельному закону о цифровых правах, который был принят постановлением 55-12 от 14 апреля 2023 г. на 55-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
Актуальна тема регулирования искусственного интеллекта. С 1 августа в Евросоюзе вступил в силу первый в мире закон об ИИ. Другие страны тоже придут к необходимости законодательного регулирования этой области новых технологий. Мы с коллегами из ЕАО могли бы с точки зрения правозащитников оценить риски и «узкие места» использования искусственного интеллекта.
Кроме того, в мире сейчас активно обсуждают предложенную Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем инициативу глобального цифрового договора — GDC. Заявлены благородные цели — гарантировать ответственное использование цифровых технологий, этичное развитие искусственного интеллекта, создание безопасной и инклюзивной цифровой среды с применением принципов прав человека в цифровой сфере. Какие методы будут этому способствовать, а какие только навредят развивающимся странам — это как раз предмет для дискуссии.
Думаю также, что нам будет полезно обсудить участие правозащитных институтов в разработке национальных цифровых кодексов. В Киргизии, Казахстане, Узбекистане уже подготовлены проекты таких консолидированных законов — кодексов — по регулированию информационной и цифровой сферы. Проект Цифрового кодекса Кыргызской Республики получил высокую оценку рабочей группы IV Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
В России тоже вопрос о принятии кодекса сейчас вышел на публичный уровень обсуждения. Концепция соответствующего закона представлена Минцифры экспертному сообществу, широкое обсуждение законодательных инициатив состоялось в мае 2024 года на площадке Совета Федерации. Институт уполномоченного по правам человека подключился к этой экспертной дискуссии.
Нам, конечно, важно обеспечить законодательную защиту персональных и биометрических данных человека, соблюдение базовых прав и интересов, которые должны служить «маяками» для определения верного курса при кодификации «цифрового» правового поля. Это важная работа, которая определит правовые ориентиры «цифрового пространства» на годы вперед и, надеемся, урегулирует многие сегодняшние проблемы взаимоотношений человека и «цифры».
Для нас актуально и полезно обменяться мнениями в формате Евразийского альянса омбудсменов.
Каждая встреча с коллегами-омбудсменами — это всегда практико-ориентированный диалог. Уверена, будут выработаны конкретные рекомендации для нашей дальнейшей правозащитной работы в условиях глобальной цифровизации и рекомендации законодателям наших стран.
Читайте также:
• Татьяна Москалькова предложила предоставить военкорам статус ветеранов боевых действий
Ещё материалы: Татьяна Москалькова