Таксистов предложили распознавать по голосу
Биометрическая система идентификации перевозчиков не решит назревшие проблемы в сфере такси, считают эксперты
Работников «руля и шашечек» хотят обязать сдавать свои биометрические данные, чтобы агрегаторы могли отсекать вход в систему пользователям, не имеющим разрешения на работу в сфере пассажирских перевозок. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Ещё ранее столичные власти анонсировали запуск с 14 августа программы учёта рабочего времени водителей такси, для чего им следует создать цифровой профиль.
По словам парламентариев и экспертов, для регулирования отрасли нужен новый профильный федеральный закон - подзаконные акты, в том числе региональные, лишь запутывают ситуацию на рынке.
Ты узнаешь его из тысячи
Минцифры разработало проект постановления Правительства, которым предлагается собирать биометрические данные (фото и запись голоса) у водителей такси и каршеринга. Документ определяет случаи сбора и обработки таких данных для идентификации и аутентификации в информационных системах организаций. Если новые правила одобрят, они вступят в силу с 1 января 2022 года.
В конце прошлого года в России был принят закон об использовании Единой биометрической системы (ЕБС) для удалённой идентификации при получении широкого спектра финансовых и государственных услуг. При помощи биометрии можно взять кредит, открыть счёт или снять наличные в банкомате, «лицом» можно заплатить за покупки, а также дистанционно подписывать документы. При этом законом запрещено отказывать в обслуживании клиентам, не давшим согласие на передачу своих данных в систему. В связи с этим для самих работников такси, которые и так ежедневно проходят проверку личности в приложении смартфона, смысл нововведения малопонятен.
«Думаю, идея сбора данных носит какой-то позитивный настрой, но мне неясно - какой», — рассказал «Парламентской газете» глава Межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин.
По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, если нововведение направлено на борьбу с фейковыми аккаунтами таксистов, то её реализация может вместо решения одной проблемы породить другую.
«Прежде чем собирать биометрические персональные данные, надо научиться их хранить, — пояснил он. — Вместо этого мы постоянно слышим сообщения от МВД об утечках персональных данных, в том числе в банковской сфере».
Цифровой профиль
Лысаков напомнил, что цифровизацию такси пытаются проводить и на региональном уровне. Ранее столичные власти анонсировали запуск системы аналитики времени работы водителей такси. Она должна была заработать с 1 августа, но старт перенесли на две недели. Всем таксистам следует создать в этой системе свой цифровой профиль. Зарегистрироваться там могут только водители со стажем от трёх лет с действующими правами и разрешением на перевозку пассажиров и без судимостей за тяжкие преступления.
Оба нововведения приведут к росту цен для конечного потребителя, уверен Вячеслав Лысаков.
«Попытка надеть уздечку на таксистов закончится тем, что начнётся их отток из легального сектора, — пояснил депутат. — Москвичи начнут забывать, что когда-то такси приезжало к ним за пять — семь минут. Паузы будут больше, а стоимость услуги всё выше».
По данным Межрегионального профсоюза «Таксист», за несколько дней до планируемого запуска системы контроля частных извозчиков в ней зарегистрировано лишь 20 процентов от их общего числа.
«Одни ждут 14 августа, другие уходят работать в другие сферы», — рассказал Ярослав Щербинин.
По его словам, система сырая и недоработанная, регистрация в ней занимает от четырёх до семи дней. К тому же она периодически зависает и плохо интегрируется с другими системами, управляющими таксопарками.
«Медики и механики забивают данные вручную, — перечисляет недостатки эксперт. — Нет обратной связи: в случае внесения некорректных данных система не указывает на ошибку. Но самое главное - нет нормативной базы, обязывающей использовать эту систему».
Где федеральный закон?
Пока не принят федеральный закон о такси, предлагать подзаконные акты, в том числе региональные, преждевременно, полагает депутат Лысаков.
«Сейчас отрасль фактически без законодательного регулирования. Старый закон уже давно не соответствует современным вызовам и требованиям», — сказал он.
В 2019 году группа сенаторов во главе с первым вице-спикером палаты регионов Андреем Турчаком внесла в Госдуму свой проект закона, регулирующий рынок пассажирских автоперевозок.
Читайте также:
• За руль такси без опыта вождения могут не пустить • Водителям грозит ещё один штраф с дорожных камер
«Документ отвечал современным требованиям, в нём учитывались и самозанятость, и цифровизация отрасли, — напомнил Лысаков. — Однако профильный комитет вернул проект разработчикам».
Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству, заместитель главы Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов Ирина Рукавишникова, отрасль таксомоторных перевозок давно уже нуждается в принятии отраслевого федерального закона, который бы урегулировал все ключевые правила работы этого огромного рынка.
По её словам, сейчас идёт активная работа над новым законопроектом «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». К ней привлечены сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители Минэкономразвития, Минтранса и отрасли. Сроки внесения документа в Госдуму не уточняются.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков, Андрей Турчак , Ирина Рукавишникова