Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Студенты платных отделений ждут тарифы

Решение о снижении стоимости обучения в вузах Минобрнауки примет в апреле

17.03.2021 16:55

Автор: Геннадий Мельник

Студенты платных отделений ждут тарифы

 Фото:  АГН Москва 

В 2021 году количество бюджетных мест в вузах для выпускников школ составит 422 тысячи, что позволит 60 процентам одиннадцатиклассников поступить на бесплатное обучение. При этом львиную долю таких мест выделят для региональных университетов. Также уже в апреле станет известно, изменится ли в связи с пандемией и переходом в онлайн стоимость учёбы на коммерческих отделениях вузов. Об этом на «правительственном часе» в Совете Федерации 17 марта рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Сколько стоит онлайн-лекция

Вопрос стоимости обучения стал актуален из-за пандемии коронавируса. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минобрнауки, Минпросвещения и Минфину проработать тему снижения оплаты за обучение для студентов вузов, где образовательный процесс преимущественно ушёл в онлайн.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков 17 марта заявил журналистам, что ведомство сейчас обсуждает подходы к решению этого вопроса и планирует объявить о результате уже в апреле. По его словам, пандемия коронавируса обострила проблему обоснованности цены обучения в вузах, поэтому думать чиновники будут вместе с ректорским сообществом, как это было сделано и в 2020 году. Тогда, напомним, Минобрнауки и Союз ректоров договорились не повышать цены на учёбу из-за сложной экономической ситуации.

Минобрнауки: решение относительно снижения стоимости обучения в вузах могут принять в апреле

«Парламентская газета» уже сообщала, что в России предложили дать возможность студентам очного отделения получить перерасчёт стоимости обучения, если их перевели на дистанционное обучение. Соответствующий законопроект депутаты планируют рассмотреть на одном из пленарных заседаний в весеннюю сессию.

Науку продвинут в регионы

Сегодня в Москве и Петербурге действуют более двухсот вузов, а это больше четверти всей системы высшего образования в стране. В Минобрнауки хотят устранить такой перекос, развивая региональные учебные площадки.

«Чрезмерная концентрация научных и образовательных ресурсов в двух столицах, на наш взгляд, это серьёзный вызов для сбалансированного пространственного развития страны», — заявил Фальков.

В Союзе потребителей рассказали о претензиях студентов на удаленке

По его словам, многие лучшие выпускники школ из регионов стремятся поступить в столичные университеты и часто потом не возвращаются туда, где родились и выросли. В результате регионы теряют самое ценное — талантливую молодёжь. Чтобы новые ломоносовы не бежали в Москву за знаниями, в Минэкономразвития планируют в приоритетном порядке поддерживать развитие науки и высшего образования на местах, создавать максимально комфортные условия для интеграции вузов с реальным сектором экономики и вывести региональную высшую школу на новый уровень.

Валерий Фальков. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Министр Фальков также заявил, что на новом этапе необходимо добиться сокращения разрыва между университетами-лидерами, которые долгие годы получали поддержку на уровне программ и проектов, и региональными и отраслевыми вузами, которые ранее не участвовали в подобных программах.

Бюджетных мест станет больше

Ещё один приоритет для министерства — повышение доступности высшего образования. В 2020 году Минобрнауки по поручению главы государства существенно увеличило количество бюджетных мест в вузах: дополнительно выделили 11 433 бюджетных места, при этом львиную долю отдали региональным вузам — более 9,5 тысячи. В результате во время пандемии студентами стали 69 процентов выпускников школ: 38 процентов поступили на бюджет, 31 — на платные отделения. А в 2021 году количество бюджетных мест составит 422 тысячи, сообщил Валерий Фальков.

«В этом году из школ выпускается 697 тысяч одиннадцатиклассников, при этом нами распределяется 542 тысячи бюджетных мест, почти на 10 процентов больше, чем в прошлом году. Из них в бакалавриат и специалитет, собственно для выпускников школ — 422 тысячи», — пояснил министр.

Читайте также:

• Матвиенко: вузы должны сопровождать выпускников до трудоустройства • В 2021 году в России планируется создать ещё пять научно-образовательных центров • Каждый второй выпускник школы сможет претендовать на бюджетное место в вузе

Таким образом, троих из пяти выпускников школ в этом году обеспечат очным бесплатным местом, но, конечно, на конкурсной основе.

Увеличение бюджетных мест в вузах распланировано до 2030 года, и большую их часть, по традиции прошлого года, отдадут в регионы. При этом министр успокоил абитуриентов, планирующих поступать в вузы Москвы и Петербурга: там бюджетные места сокращать не станут. Просто лимит сохранят на уровне 2019 года.

Ректорам напомнили о трудоустройстве

Российскую молодёжь интересует не только возможность получить высшее образование, но и в дальнейшем работать по полученной специальности. Поэтому Валентина Матвиенко призвала ректоров вузов помогать выпускникам с трудоустройством.

«Надо вернуться к ответственности и, в хорошем смысле, воспитательной работе с ректорами высших учебных заведений, чтобы у них было понимание о необходимости сопровождения своих выпускников до обязательного трудоустройства», — предложила она Валерию Фалькову.

Фото: Пресс-служба Совета Федерации

Ещё одна болевая точка, по мнению главы Совфеда, это массовая подготовка невостребованных на рынке специалистов.

«Нужен чёткий стабильный прогноз рынка труда как минимум на 10 лет вперёд, а лучше на 30. И, конечно, государственный заказ на подготовку кадров, который должен строго соответствовать потребностям рынка труда», — подчеркнула она.

Кстати, глава Сбербанка Герман Греф, выступая в качестве эксперта в Совете Федерации 27 января, заметил, что в эпоху скоростных цифровых изменений очень быстро устаревают навыки и умения, которых прежде людям хватало на всю жизнь. По оценке Грефа, три четверти школьников, которые сели за парты в 2016 году, станут трудиться по специальностям, которые пока ещё не существуют.

Читайте нас в Telegram
Просмотров 17885