Строительство школ и больниц ускорится
Госдума одобрила появление в стране единого заказчика в сфере строительства
Тема: Пленарное заседание Госдумы 15 декабря 2020 года
Архитектурным проектированием, строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом зданий и сооружений, находящихся в госсобственности, теперь займётся публично-правовая компания «Единый заказчик в сфере строительства». Это позволит жёстко контролировать расход государственных денег, выделяемых на возведение школ и больниц, а равно и сроки ввода объектов в эксплуатацию. Такой закон Госдума приняла в окончательном, третьем, чтении 15 декабря.
Чем займётся единый заказчик
О необходимости повышения эффективности освоения бюджетных средств, которые ежегодно направляются на строительство школ, детсадов и других важных для государства объектов, законодатели и эксперты говорили давно и всегда с нарастающим накалом. Чего только стоит регулярная критика со стороны Счётной палаты недостроев в рамках федеральной адресной инвестпрограммы с пугающими цифрами замороженных в кирпичных неликвидах государственных денег.
Этой осенью к мнению депутатов и сенаторов наконец прислушались. С 1 октября в ведение Минстроя перешёл ряд федеральных казённых учреждений по направлению «образование», «здравоохранение», «спорт», «культура», прежде занимавшихся стройкой. Все их решено было объединить, создав в стране публично-правовую компанию «Единый заказчик в сфере строительства».
Поясняя значимость инициативы в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении, замглавы Минстроя Никита Стасишин ранее заявлял, что вновь создаваемая компания займётся архитектурно-строительным проектированием, строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства госсобственности РФ, а также сохранением объектов культурного наследия.
«Единый заказчик» будет работать с тем госзаказом, по которому и срываются сроки, появляются объекты незавершённого строительства, идёт удорожание проектно-сметной документации и несоответствие проекту реализации объекта. Ровно поэтому мы всё это оптимизируем, сократим сроки, снизим затраты, и люди будут получать объекты, которые они ждут, в срок и надлежащего качества», — заверил Стасишин.
Согласно закону, «Единый заказчик» станет осуществлять полномочия главного получателя, распорядителя и администратора бюджетных средств, связанных со строительством объектов. Финансирование «Единого заказчика» предполагается за счёт субсидий, в том числе имущественного взноса РФ на текущую деятельность и бюджетные инвестиции.
Мы всё оптимизируем, сократим сроки, снизим затраты, и люди будут получать объекты, которые они ждут, в срок и надлежащего качества".
Окончательный перечень объектов, подпадающий под опеку компании, будет определён Правительством. При этом в документе оговаривается, что утверждённые думскими депутатами нормы не будут распространяться на объекты обороны и безопасности государства, транспортной инфраструктуры, правоохранительной деятельности, а кроме того, объекты Росатома и Роскосмоса.Давно пора было навести порядок
В целом со стороны депутатского корпуса на стадии рассмотрения к законопроекту серьёзных претензий не было, а все технические замечания кабмин устранил ко второму чтению. Таким образом, в третьем чтении закон был принят единогласно.
Согласно утверждённым нормам закона, публично-правовая компания должна появиться до 1 января 2021 года. Её учредителем станет Российская Федерация, а гендиректор «единого заказчика» будет назначаться на три года в порядке, который определит Правительство.
В интервью «Парламентской газете» замглавы Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов обратил внимание, что руководителю «Единого заказчика» и его команде предстоит решать проблемы, «которые копились годами в регионах и тормозили их развитие».
Сенатор напомнил, что практически в каждом регионе, где строятся социальные объекты, реализация таких проектов идёт с нарушениями, а закон о едином госзаказчике в строительстве должен помочь решить эти проблемы. Он считает, что сенаторы поддержат это решение, «если всё это будет вести к удешевлению проектов, к сокращению сроков строительства и к уменьшению коррупции».
«Мы же видим практически в каждом регионе: там, где строится инфраструктура, особенно социальные объекты, реализация проектов затягивается, объекты не достраиваются или возводятся с нарушением сроков», —уточнил Иван Абрамов.