Пленарное заседание Совета Федерации

11:08Совет Федерации одобрил запрет усыновления в страны, где разрешена смена пола

11:01Сенаторы одобрили закон о новых налоговых льготах для волонтеров

10:50Совфед одобрил ратификацию договора о сотрудничестве с Сан-Томе и Принсипи

Стратегию развития Арктики на 16 лет примут до конца года

Уровень жизни на Севере станет не ниже среднероссийского

Тема: Международный арктический форум

10.04.2019 11:54

Автор: Александр Горелик

Стратегию развития Арктики на 16 лет примут до конца года
Фото: Пресс-служба Президента России

Арктика перестала быть чем-то далёким. Она стала обычной средой, где живут и работают люди. Ну или почти обычной. Но то, что делает человечество на Севере, очень важно — с точки зрения и экономики, и экологии, и безопасности. Об этом говорили на Международном арктическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге 9-10 апреля.

Поезд на Север

Более трёх тысяч человек из десятков стран приехали в Северную столицу России, чтобы обсудить главную тему форума «Арктика — океан возможностей». Оказалось, что этими возможностями всё больше интересуются не только северные государства, но и весь мир. А дальше — ожидаемо: Арктика стала одновременно и регионом сотрудничества, и местом, где столкнулись интересы целого ряда государств.

Пока главными игроками на Севере остаются восемь стран — участниц Арктического совета, созданного в 1996 году. Пять из них прислали на Международный арктический форум делегации во главе с первыми лицами — кроме Президента России, проблемы Арктики обсуждали президенты Исландии и Финляндии, премьер-министры Швеции и Норвегии. Сейчас в Совете председательствует Исландия, но через два года её место займёт Россия.

На пленарном заседании Международного форума «Арктика – территория диалога». / Фото: Пресс-служба президента

«Приоритеты нашего председательства — жизненно важные темы для развития Арктики, — анонсировал будущую работу в этом качестве Президент России Владимир Путин. — Продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике».

По его словам, на долю Арктики приходится более 10 процентов всех инвестиций в России. А к концу года будет принята новая стратегия развития северных территорий до 2035 года, которая объединит национальные проекты и государственные программы с инвестиционными планами крупных инфраструктурных компаний и программами развития арктических регионов и городов.

«По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского», — поставил задачу Путин.

Приоритеты нашего председательства — жизненно важные темы для развития Арктики

В основе будущего процветания лежит транспортная доступность арктических территорий. Президент сообщил, что будет создан Северный широтный ход — железнодорожная магистраль, которая пройдёт по Полярному Уралу и Ямалу, а в перспективе дотянется до севера Красноярского края.

«И конечно, мы продолжим работу по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично», — пообещал Владимир Путин.

Планы можно сделать смелее

Если в советские времена Северным морским путём перевозили 6 миллионов тонн грузов в год, то в 2017-м этот показатель приблизился к 10 миллионам. По планам — дальнейший рост: к 2021 году 51 миллион тонн, к 2024-му — 80 миллионов. Но, похоже, они будут перевыполнены.

13 миллиардов тонн составляют разведанные запасы арктической нефти. Газа — 19 триллионов кубометров
Глава компании «Новатэк» Леонид Михельсон уверен, что после 2020 года целевые показатели надо будет пересмотреть в сторону увеличения: 70 миллионов тонн Севморпуть переварит уже в 2021 году, а к 2035 году грузооборот достигнет 140 миллионов тонн. В основном перевозить будут нефть и сжиженный газ. Впрочем, не только. Губернатор Архангельской области Игорь Орлов не без гордости сообщил, что корабли, отправившиеся на Восток, вернулись не порожняком, а с рыбой. И вообще пора уже развивать северные контейнерные перевозки.

«Добыча сдвигается на север, — констатировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. — Из районов, где есть инфраструктура, туда, где её пока нет. И задача государства, чтобы инфраструктура появилась в срок».

«Главный вопрос — обустройство городов, — считает врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис. — Чтобы инвестиции делали их комфортными для жизни, иначе не будет квалифицированных кадров для всех этих арктических проектов».

Те же проблемы, кстати, заботят и руководителей европейских стран. «Люди, которые живут, воспитывают детей в Арктике, достойны комфортной жизни, — сказала премьер-министр Норвегии Эрна Сульберг. — Поэтому мы обязаны инвестировать в инфраструктуру, мы должны создать комфортные детские сады, хорошие школы и университеты. Но не менее важны футбольные поля, концертные залы и больницы. И я знаю, что Россия всегда разделяла эту философию».

Задача планетарного масштаба

Глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, что работа над законопроектом, который облегчит выполнение арктической стратегии, сейчас готовится Правительством, и до 1 июля его внесут в Госдуму, предварительно обсудив с губернаторами северных регионов. Речь идёт о поддержке инвестиций и проектирования в Арктике.

«Мы вместе с коллегами из Госдумы ожидаем этот законопроект и будем рассматривать его в приоритетном порядке, — пообещал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. — Потому что развитие Арктики — задача планетарного масштаба».

На пленарном заседании Международного форума «Арктика – территория диалога». / Фото: Пресс-служба президента

Государство уже готово уменьшить нагрузку на бизнес: оно взяло на себя строительство трёх новых атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Всего же к 2035 году в России будет 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. По словам Владимира Путина, это нужно, чтобы цены за проводку судов были конкурентными и привлекательными.

«Путь от Йокогамы до Роттердама через Индийский океан — 33 дня, а по Северному морскому пути — 20 дней, — развил мысль Путин. — Этот путь может стать привлекательным не только для Китая, но и для Индонезии, Южной Кореи».

Вместе лучше

Приезд на форум глав государств и правительств северных стран иностранные участники восприняли как прорыв в отношениях России с Западом. Так что разговор шёл и о санкциях.

«Мы не прерывали контактов по Арктике, — сообщил Владимир Путин. — Арктическая тематика помогает понять необходимость сотрудничества и решения общих задач. Санкции нам вредят, но они не могут остановить освоение Арктики. Какие бы ограничения ни работали, а первая отгрузка с Ямал-СПГ пошла в США».

На пленарном заседании Международного форума «Арктика – территория диалога». / Фото: Пресс-служба президента

Глава России признал, что санкции мешают, но не критическим образом. И даже подталкивают к развитию собственных технологий.

По мнению премьер-министра Швеции Стефана Лёвена, Россия — очень важная страна в Арктическом регионе. «При всех различиях во мнениях и взглядах мы должны сотрудничать, и Арктика тому прекрасный пример», — сказал швед.

«Мы живём в тесно связанном мире и должны решать все вопросы сообща», — кивнула Эрна Сульберг.

«Мы, восемь постоянных членов Арктического совета, несём ответственность за заботу об Арктике», — добавил президент Финляндии Саули Ниинистё.

Президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон подтвердил эту мысль по-русски: «Нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 4685