Стратегию развития Арктики на 16 лет примут до конца года
Уровень жизни на Севере станет не ниже среднероссийского
Тема: Международный арктический форум
Арктика перестала быть чем-то далёким. Она стала обычной средой, где живут и работают люди. Ну или почти обычной. Но то, что делает человечество на Севере, очень важно — с точки зрения и экономики, и экологии, и безопасности. Об этом говорили на Международном арктическом форуме, проходившем в Санкт-Петербурге 9-10 апреля.
Поезд на Север
Более трёх тысяч человек из десятков стран приехали в Северную столицу России, чтобы обсудить главную тему форума «Арктика — океан возможностей». Оказалось, что этими возможностями всё больше интересуются не только северные государства, но и весь мир. А дальше — ожидаемо: Арктика стала одновременно и регионом сотрудничества, и местом, где столкнулись интересы целого ряда государств.
Пока главными игроками на Севере остаются восемь стран — участниц Арктического совета, созданного в 1996 году. Пять из них прислали на Международный арктический форум делегации во главе с первыми лицами — кроме Президента России, проблемы Арктики обсуждали президенты Исландии и Финляндии, премьер-министры Швеции и Норвегии. Сейчас в Совете председательствует Исландия, но через два года её место займёт Россия.
«Приоритеты нашего председательства — жизненно важные темы для развития Арктики, — анонсировал будущую работу в этом качестве Президент России Владимир Путин. — Продвижение природосберегающих технологий во всех сферах, в промышленности, на транспорте и в энергетике».
По его словам, на долю Арктики приходится более 10 процентов всех инвестиций в России. А к концу года будет принята новая стратегия развития северных территорий до 2035 года, которая объединит национальные проекты и государственные программы с инвестиционными планами крупных инфраструктурных компаний и программами развития арктических регионов и городов.
«По ключевым социально-экономическим показателям, по качеству жизни людей все арктические регионы необходимо вывести на уровень не ниже среднероссийского», — поставил задачу Путин.
Приоритеты нашего председательства — жизненно важные темы для развития Арктики
В основе будущего процветания лежит транспортная доступность арктических территорий. Президент сообщил, что будет создан Северный широтный ход — железнодорожная магистраль, которая пройдёт по Полярному Уралу и Ямалу, а в перспективе дотянется до севера Красноярского края.
«И конечно, мы продолжим работу по развитию глобального транспортного коридора, включающего Северный морской путь, который будет действовать бесперебойно и круглогодично», — пообещал Владимир Путин.
Планы можно сделать смелее
Если в советские времена Северным морским путём перевозили 6 миллионов тонн грузов в год, то в 2017-м этот показатель приблизился к 10 миллионам. По планам — дальнейший рост: к 2021 году 51 миллион тонн, к 2024-му — 80 миллионов. Но, похоже, они будут перевыполнены.
«Добыча сдвигается на север, — констатировал губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов. — Из районов, где есть инфраструктура, туда, где её пока нет. И задача государства, чтобы инфраструктура появилась в срок».
«Главный вопрос — обустройство городов, — считает врио губернатора Мурманской области Андрей Чибис. — Чтобы инвестиции делали их комфортными для жизни, иначе не будет квалифицированных кадров для всех этих арктических проектов».
Задача планетарного масштаба
Глава Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов рассказал, что работа над законопроектом, который облегчит выполнение арктической стратегии, сейчас готовится Правительством, и до 1 июля его внесут в Госдуму, предварительно обсудив с губернаторами северных регионов. Речь идёт о поддержке инвестиций и проектирования в Арктике.
«Мы вместе с коллегами из Госдумы ожидаем этот законопроект и будем рассматривать его в приоритетном порядке, — пообещал председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. — Потому что развитие Арктики — задача планетарного масштаба».
Государство уже готово уменьшить нагрузку на бизнес: оно взяло на себя строительство трёх новых атомных ледоколов: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Всего же к 2035 году в России будет 13 тяжёлых линейных ледоколов, в том числе девять атомных. По словам Владимира Путина, это нужно, чтобы цены за проводку судов были конкурентными и привлекательными.
«Путь от Йокогамы до Роттердама через Индийский океан — 33 дня, а по Северному морскому пути — 20 дней, — развил мысль Путин. — Этот путь может стать привлекательным не только для Китая, но и для Индонезии, Южной Кореи».
Вместе лучше
Приезд на форум глав государств и правительств северных стран иностранные участники восприняли как прорыв в отношениях России с Западом. Так что разговор шёл и о санкциях.
«Мы не прерывали контактов по Арктике, — сообщил Владимир Путин. — Арктическая тематика помогает понять необходимость сотрудничества и решения общих задач. Санкции нам вредят, но они не могут остановить освоение Арктики. Какие бы ограничения ни работали, а первая отгрузка с Ямал-СПГ пошла в США».
Глава России признал, что санкции мешают, но не критическим образом. И даже подталкивают к развитию собственных технологий.
По мнению премьер-министра Швеции Стефана Лёвена, Россия — очень важная страна в Арктическом регионе. «При всех различиях во мнениях и взглядах мы должны сотрудничать, и Арктика тому прекрасный пример», — сказал швед.
«Мы живём в тесно связанном мире и должны решать все вопросы сообща», — кивнула Эрна Сульберг.
«Мы, восемь постоянных членов Арктического совета, несём ответственность за заботу об Арктике», — добавил президент Финляндии Саули Ниинистё.
Президент Исландии Гвюдни Йоуханнессон подтвердил эту мысль по-русски: «Нет ничего дороже на этой земле, чем настоящая дружба».