Все о пенсиях в России

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

Станут ли F-16 «чудо-оружием» для ВСУ?

Вопрос с поставкой самолетов Украине уже превратился во внутреннюю проблему НАТО, считает эксперт

24.05.2023 20:00

Автор: Антон Фокин, Рим

Станут ли F-16 «чудо-оружием» для ВСУ?
  © U.S. Air Force / Public Domain

Последние дни западные СМИ пестрят новостями про возможные поставки самолетов F-16 Украине. То ЕС утверждает, что уже ведет подготовку пилотов этих многоцелевых истребителей для нужд Киева, то Пентагон опровергает эту информацию. «Парламентская газета» вместе с главным научным сотрудником Института США и Канады РАН (ИСКРАН) Владимиром Батюком разбирается в том, почему же поставки современных боевых самолетов ВСУ стали такой проблемой для членов НАТО.

Мечты об истребителе

Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель, на которого ссылается ТАСС, во вторник, 23 мая, заявил, что тренировка украинских летчиков на истребителях F-16 в Европе уже идет, правда, не сказал, в каких странах. Он же пообещал в ближайшее время «решить все проблемы с поставками вооружений Киеву».

Правда, в итоге с тем, кто и как готовит пилотов для украинских ВВС, возникла неразбериха. В минобороны США сказали, что им ничего об этом неизвестно и детали организации всего учебного процесса пока находятся в процессе обсуждения, а глава оборонного ведомства Польши Мариуш Блащак, постоянно выступающий за максимальную поддержку ВСУ, также подчеркнул, что обучение еще не началось, хотя Варшава и готова к этому.

Тем не менее страны НАТО пообещали начать готовить пилотов на F-16 уже в ближайшее время, причем проходить обучение, по словам представителей Пентагона, будет только в Европе, вне пределов Украины.

В СМИ пока называют в качестве возможных площадок, готовых принять украинцев, Бельгию, Великобританию и Нидерланды. Пока какую-то более-менее конкретную информацию сообщило только минобороны Дании: Троэльс Лунд Поульсен назвал в качестве наиболее возможной даты начала учебы пилотов ВСУ июль. Он также выразил надежду на то, что «в ближайшие недели пройдет дискуссия о формировании коалиции по обучению украинских пилотов, где Дания будет ведущей».

Читайте также:

• Почему Брюссель не может согласовать санкции против Москвы

Игра вдолгую

Подготовка пилотов F-16, однако, процесс небыстрый, тем более для летчиков ВСУ, которые привыкли к советской технике, отличающейся от американских самолетов. По оценке минобороны Дании, тренировать летчиков на данный тип самолета надо как минимум полгода, а реальные сроки, возможно, будут еще больше. Комментируя эти оценки, Владимир Батюк отметил, что за полгода можно уверенно освоить взлет и посадку, но не овладеть истребителем на уровне квалифицированного боевого летчика.

По словам Батюка, поставка самолетов и подготовка пилотов — это только полдела. Боевые машины надо обслуживать и поддерживать в готовности, для чего необходима развитая инфраструктура и высококвалифицированный персонал, который умеет работать со сложным и капризным образцом техники. Нужна ремонтная база, запасы горюче-смазочных материалов и запасные части.

Владимир Батюк © Нина Зотина/РИА Новости

Подобные многочисленные нюансы являются одной из причин того, что США и страны ЕС пока не называют конкретных сроков передачи истребителей. А пресс-секретарь Пентагона Патрик Райдер прямо заявил, что эти боевые машины предназначены не для решения сиюминутных задач, а будут поставлены Украине в рамках «долгосрочной поддержки».

Эксперт ИСКРАН считает, что, судя по всему, США и их союзники еще даже не приступили к конкретному обсуждению всего комплекса вопросов, связанных с поставками F-16, так как нерешенных проблем еще очень много.

Яблоко раздора

Судя по последним заявлениям западных стран, окончательное решение по вопросу F-16 еще не принято, полагает Владимир Батюк. Ведь союзники Киева до сих пор не могут договориться относительно того, кто будет нести все расходы, связанные с передачей многоцелевых истребителей, и обеспечит саму поставку самолетов, их обслуживание и другие сложные вопросы. Проблема заключается еще и в том, что США пока не особо стремятся участвовать в данном процессе, возложив основную ответственность за обеспечение ВСУ F-16 на европейские страны.

При этом сами самолеты не способны поменять обстановку в зоне СВО, о чем говорил и сам Байден. Зачем же тогда нужны F-16? Эксперт ИСКРАН считает, что речь идет о так называемых вундерваффе («чудо-оружие» на немецком. — Прим. ред.), то есть образцах вооружений, которые, судя по западной и украинской пропаганде, должны кардинальным образом усилить возможности ВСУ. Сначала это были БПЛА «Байрактар», потом американские 155-миллиметровые гаубицы М777 и РСЗО «Хаймарс», теперь пришла пора F-16.