Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников

Операцию начнут, если спускаемый аппарат начал снижаться, но не сел в расчетное время

26.05.2024 14:00

Автор: Инесса Фотева

Спасать космонавтов будут с помощью беспилотников
  © Евгений Одиноков / РИА Новости

Минтранс установил исчерпывающий перечень оснований для начала поисково-спасательных операций и помощи потерпевшим бедствие самолетам и кораблям, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов. Например, если получен сигнал с пострадавшего борта или от очевидцев события, или радиосвязи с экипажем нет пять минут, или объект пропал с экрана слежения. При этом планируется активно использовать беспилотники. Такой проект постановления Правительства опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Кто и как будет координировать ответственные службы, разбиралась «Парламентская газета».

Связанные документы

В конце февраля 2023 года Правительство утвердило правила привлечения государственной и экспериментальной авиации к поисковым и аварийно-спасательным работам. Речь идет о воздушных судах с экипажами, средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательных парашютно-десантных группах со специальным снаряжением, беспилотниках, наземных поисково-спасательных командах и аварийно-спасательных командах аэропортов. Документ вступит в силу чуть более чем через три месяца — 1 сентября.

С этой же даты начнут применять изменения в статье 88 Воздушного кодекса, утвержденные Федеральным законом от 30 января 2024-го. Одно из таких предусматривает создание в стране единой системы авиационно-космического поиска и спасания для координации всех участников операции. Теперь на очереди рассмотрение правил ее проведения, которые сейчас обсуждают на портале проектов нормативных правовых актов. Планируется, что они заработают одновременно с ранее согласованными новшествами как обязательные для всех пользователей воздушного пространства, органов и служб единой поисково-спасательной системы.

«Такие изменения своевременны и актуальны, — считает зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный. — Во-первых, это улучшит координацию между службами, решения будут согласовываться быстрее, чтобы не терять время, аккумулировать возможности различных поисковых подразделений. Это значительно увеличит шанс на спасение людей».

Во-вторых, как отметил парламентарий, у спасателей станет совершеннее «оптика», которая позволит ориентироваться даже на труднопроходимой местности и при плохих погодных условиях. Например, когда речь идет о расширении функционала Росавиации и Роскосмоса, спасатели смогут активнее задействовать современные и более надежные функциональные технические решения — российские системы спутниковой навигации, беспилотники с тепловизорами и так далее.

«Уже сегодня Росавиация помогает воздушным судам в случае сбоя или глушения сигнала GPS — подхватывает ГЛОНАСС, — рассказал «Парламентской газете» Анатолий Выборный. — Как показывает опыт, спасателям крайне важно оперативно получать данные разведки и мониторинга для определения границ поиска и координат места бедствия. Наличие приемника, который »видит» российские спутники, позволяет определять местоположение объекта с точностью до 3-10 метров. В-третьих, будет накапливаться практика такого взаимодействия. Значит, спустя какое-то время появятся новые стандарты, единые подходы и алгоритмы совместного поиска и спасения. Уже сейчас Россия накопила самый передовой опыт в этой сфере, что позволяет помогать другим странам в сложнейших спасательных операциях».

В режиме готовности

Руководители организаций, подведомственных Федеральному агентству воздушного транспорта (Росавиации), авиационные предприятия, государственная и экспериментальная авиация, которым в любую секунду может поступить сигнал SOS, предварительно должны подтвердить свою готовность прийти на помощь. Например:

  • обеспечить дежурство органов управления полетами, поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп и наземных поисково-спасательных команд,
  • наличие аварийно-спасательного имущества и снаряжения,
  • на воздушных судах — средства для спасания и жизнеобеспечения экипажей.

Спасательные операции организуют по зонам авиационно-космического поиска, границы которых совпадают с территориями Единой системы организации воздушного движения в России. Алгоритм действий закрепят в инструкции, утвержденной подразделением Росавиации по согласованию с командованием соответствующего объединения военно-воздушных сил и противовоздушной обороны. В частности, информацию о попавших в беду воздушных или морских судах будет аккумулировать авиационный координационный центр.

Если случилась беда

Авторы проекта перечислили ситуации, когда следует начинать поисково-спасательные работы. Поводы для оперативной реакции:

  • сигнал бедствия с борта воздушного судна,
  • доклад от экипажа воздушного судна, наблюдавшего несчастье,
  • сообщение о судах в небе и на воде, людях в море, попавших в нештатную ситуацию, от очевидцев, правоохранителей или местных властей,
  • воздушное судно не прибыло в пункт назначения через десять минут после расчетного времени и радиосвязь с ним отсутствует более пяти минут. Правда, это не относится к полетам, выполняемым в уведомительном порядке использования воздушного пространства,
  • самолет получил разрешение на посадку, но не сел в расчетное время, а радиосвязь с ним потеряна,
  • пропала радиосвязь с экипажем самолета, а также само судно на экране слежения или связи с ним нет дольше пяти минут, если радиолокационного контроля не было,
  • проводится спуск аппарата с орбиты искусственного спутника Земли или спуск при аварии ракеты-носителя.

Под контролем от и до

За спасение попавших в беду жизней отвечает руководитель территориального подразделения Росавиации, а если идут контртеррористические операции и военные действия — командующий объединением военно-воздушных сил и противовоздушной обороны соответствующего военного округа. Если же события развиваются в двух и более зонах — Главный авиационный координационный центр поиска и спасания.

Работы считаются начатыми с вылета или выхода дежурных сил и средств либо с команды перенацеливания на поиск находящимся в полете воздушным судам. Операция завершается после эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром или в населенный пункт, либо когда подтвердили гибель экипажа и пассажиров самолета, либо после доставки спускаемого аппарата и его экипажа на аэродром. При ЧП на воде — когда решают прекратить поиск людей, если усилия не дали результатов.