Создание единого цифрового портала для взаимодействия государства и предпринимателей

Создание единого цифрового портала для взаимодействия государства и бизнеса

15.07.2024 00:00

Мы живем в цифровую эпоху, когда процессы цифровой трансформации проникают во все сферы нашей жизни. Информационные технологии полностью изменили взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством. В контексте непрерывной цифровой трансформации налаживание эффективных процессов коммуникации власти и бизнеса в цифровой среде возрастает. Необходимо отметить значительный рост цифровизации в сфере государственных услуг для граждан за последние годы: активно внедряются технологии безбумажного документооборота, социальных услуг разных направлений, таких как получение материнского капитала, детских пособий, электронной записи, и многое другое. На портале госуслуг содержится на сегодняшний день почти 1,5 миллиона услуг в электронном виде. На самом сервисе зарегистрированы порядка 110 миллионов человек, и данное число только растет.

Что касается развития цифровой инфраструктуры для бизнеса, она еще окончательно не сформировалась. Несмотря на значительные достижения в сфере цифровизации услуг, бизнес все еще испытывает ощутимую бюрократическую нагрузку, связанную с предоставлением налоговой отчетности, информированием об актуальных мерах поддержки и прозрачным алгоритмом их получения. При этом цифровизация бизнеса является ключевой составляющей современной российской экономики, входит в национальные приоритеты России в качестве федеральных проектов, таких как «Цифровое государственное управление», «Создание цифровой платформы с механизмом адресного подбора и возможностью дистанционного получения мер поддержки и специальных сервисов субъектами малого и среднего предпринимательства и самозанятыми гражданами» и др.

То, что необходимо реализовать в приоритетном порядке, — это перевод взаимодействия государства и предпринимателей на новый цифровой уровень. Это означает обеспечение бизнеса всеобъемлющей поддержкой (финансовой, консультационной, информационной и др.) и сопровождением на всех этапах развития — от запуска до получения всех необходимых мер стимулирования и льгот. Достижения бизнеса невозможны без активной государственной поддержки. Единый сервис значительно уменьшит затрачиваемое время на коммуникацию с государством, уменьшит количество шагов на получение услуги и позволит упростить сам процесс взаимодействия, делая его более понятным для предпринимателей.

Для выхода цифровизации услуг на новый уровень необходимо обеспечить цифровую платформу следующим функционалом:

  1. Должна быть единая точка входа, где предприниматель мог бы предоставлять всю документацию единоразово в единственном экземпляре для всех включенных во взаимодействие государственных организаций.
  2. Сервис должен предлагать персонализированные услуги, состоящие не только в адресном подборе мер поддержки, но и в качественном составлении рекомендаций в результате исследования пользовательского опыта предпринимателей.
  3. Предприниматель должен иметь возможность быстро находить любые ответы на любые в рамках интересующих бизнес вопросы, а также получать прозрачный алгоритм реализации государственных мер поддержки.
  4. Проводить своевременное информирование об актуальных законодательных изменениях и государственных программах и мероприятиях, иметь доступ к структурированному обучению в виде курсов и вебинаров для предпринимателей.
  5. Предоставлять возможность публиковать собственные инвестиционные проекты и принимать участие в софинансировании подобных проектов.
  6. Реализовать механизм интеграции с платформой для просмотра и бронирования мест в коворкинг-центрах.
  7. Осуществлять автоматизированный процесс кредитования с прозрачным алгоритмом подачи заявки.

На данный момент уже существуют крупные сервисы, как «МСП.РФ», реализующие услуги для предпринимателей, такие как регистрация бизнеса, кредитование, открытие юридического лица, проверка контрагента, подбор налогового режима, мер поддержки и многое другое. Также платформа «МСП.РФ» содержит обширную базу знаний по самым актуальным вопросам о ведении бизнеса, законодательных требованиях и налоговых льготах.

При этом наблюдается неравномерное развитие цифровой трансформации по субъектам Российской Федерации. Что касается ситуации на сегодняшний день, прослеживается существенный разрыв в масштабах использования цифровых услуг бизнесом между субъектами РФ. Уровень цифровизации в регионах значительно ниже, чем в крупных экономических центрах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Каждый регион специфичен, имеет особенности налоговых режимов, субсидиарной поддержки и льгот для бизнеса, а также собственные уникальные подходы к организации цифровых процессов. Отличие скорости и уровня цифровизации в регионах приводит к различиям в масштабах распространения цифровых услуг между развитием предпринимательского сектора в центральных и отдаленных региональных территориях нашей страны.

Цифровая трансформация для предпринимателей на сегодняшний день — неизбежный процесс, поэтому создание единой, прозрачной и доступной платформы с эффективной региональной интеграцией для взаимодействия государства и предпринимателей на всей территории России является стратегическим приоритетом в экономической политике государства в рамках национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Поэтому необходимо гибкое встраивание региональных особенностей в единую цифровую экосистему, стимулирование регионального бизнеса по ее использованию для построения прогрессивной коммуникации между представителями предпринимательского сектора и власти в регионах.

Какие меры необходимо принять для цифровизации услуг для бизнеса в регионах:

  1. Реализовать простой и эффективный способ подключения региональных центров к единой системе интеграции с единой цифровой экосистемой.
  2. Организовать четкий и формализованный процесс работы экспертных комитетов для быстрой и качественной обработки заявок на микрофинансирование и поручительства.
  3. Обеспечить хранение всех данных в едином хранилище для гибкой обработки и визуализации информации в качестве эффективного инструмента аналитики и мониторинга развития предпринимательской среды в регионе.
  4. Создать визуализацию пространств: инструмент для быстрого конструирования интерактивных карт помещений.

Преимущества единой экосистемы для региона будут состоять в следующем:

  1. Развитие полноценной цифровой инфраструктуры для поддержки предпринимательского сектора в регионе.
  2. Управление всем функционалом услуг на одной платформе с наличием временной хронологии статусов и информации о проведенных операциях.
  3. Экономия временных издержек на составление, сбор и обработку заявок за счет автоматизации заполнения.

Предлагается дополнение функционала существующих цифровых платформ по оказанию цифровых услуг. В первую очередь речь идет о государственной платформе «МСП.РФ» для предпринимателей. Целью расширения витрины предоставляемых сервисов для бизнеса является повышение качества оказания государственных услуг, прозрачности и минимизации бюрократических и временных затрат. Также одним из актуальных направлений развития в рамках единой платформы для предпринимательского сектора является распространение цифровизации не только в крупных региональных центрах, но и бизнеса «на местах», в малых и средних городах субъектов Российской Федерации.

Самое главное — построить эффективный, прозрачный диалог между предпринимателями и властью, где обе стороны находились бы в выигрыше от такого взаимодействия. Преимущества, которые может получить государство — собрание полных, актуальных сведений о развитии бизнеса из одной «точки» входа — единой платформы. Качество, прозрачность и доступность цифровых услуг — то, что является важным условием развития малого и среднего предпринимательства на сегодняшний день. Таким образом, выход взаимодействия между органами государственной власти и предпринимателями на новый цифровой уровень является ключевым фактором повышения эффективности функционирования бизнеса.

Поэтому создание единой цифровой бизнес-экосистемы сегодня — необходимый процесс для обеспечения комфортной, благоприятной предпринимательской среды.