Совфед может усилить контрольную функцию
Порядок назначения руководителя Счётной палаты предлагают изменить конституционно
Оживленную дискуссию в рабочей группе по изменению Конституции во вторник вызвало предложение внести в Основной закон новую норму. Её суть — передать от Госдумы Совету Федерации полномочия назначать председателя Счётной палаты России. Светлана Горячева, одна из опытнейших парламентариев, первый зампред Комитета верхней палаты по регламенту и организации парламентской деятельности после очередного заседания этой группы заявила, что обоснованием таких изменений может стать то обстоятельство, что «коль скоро Госдума будет назначать министров, то будет правильно, если контрольный орган многих финансовых структур будет в компетенции Совета Федерации».
Конечно, весьма соблазнительно высчитать аппаратно-властный вес 21 федерального министра и сопоставить с возможностями и влиянием руководителя Счётной палаты. И на основании этого простенького анализа сделать вывод, какой орган в государственном устройстве необходимо усилить, чтобы соблюсти баланс всех ветвей власти, принимая поправки в Конституции.
Однако ситуация, на мой взгляд, несколько сложней. И предложение наделить Совет Федерации прерогативой назначать руководителя Счётной палаты лишь в последнюю очередь можно толковать как попытку «не упустить своего» при определённом переформатировании высших законодательных органов. Главное в другом: предлагаемое изменение продиктовано экономической целесообразностью и стремлением гарантировать эффективное и своевременное расходование громадных бюджетных средств. И в рамках рутинных ежегодных затрат, и при реализации национальных проектов.
Дело в том, что Счётная палата существенно расширила сферу своей деятельности. Согласно плану мероприятий на 2020 год, теперь аудиторы будут проверять не только головные структуры госкомпаний, включая корпорации уровня Газпрома и Ростеха, которые расположены, как правило, в Москве или Петербурге, но и их дочерние предприятия, разбросанные фактически по всем субъектам Федерации. Это качественно иной уровень компетенции, который определяет уникальный статус СП как глобальной контролирующей инстанции федерально-регионального масштаба. В такой ситуации вполне логично, что кандидатуру главы палаты будет рассматривать и одобрять «палата регионов», как иногда величают Совфед, одна из задач которого — гармонизировать федеральные и региональные интересы и полномочия. Не случайно Валентина Матвиенко, председатель верхней палаты, на недавней открытой коллегии СП подчеркнула, что в работе аудиторов «особое внимание следует уделять ситуации в региональной плоскости» при том, что «особо важна поддержка, оказываемая Счётной палатой контрольно-счётным органам субъектов Федерации».
Вывод из этих слов совершенно определёнен: назначение сенаторами главы СП — это не демонстрация властных амбиций, а форма контроля, которая позволит максимально эффективно организовать работу аудиторов и на федеральном, и на региональном уровнях, гарантируя, что триллионные расходы бюджета обеспечат экономический рывок и комфортную жизнь наших сограждан.
К тому же не стоит забывать, что практически все члены Совета Федерации — люди не случайные, имеющие громадный опыт в политике и экономике — от управления мощными корпорациями до успешного руководства густонаселёнными агломерациями. Их знания и профессиональные качества будут весьма не лишними в содружестве законодателей, формирующих и утверждающих бюджетные расходы, и аудиторов, следящих, чтобы эти расходы давали запланированную отдачу, не растекаясь по сомнительным «боковикам» и банковским депозитам.
Ещё материалы: Юрий Скиданов