Социалка — не богадельня для сирых и убогих
Второй Форум социальных инноваций регионов, состоявшийся в подмосковном Красногорске, стал самой масштабной в стране площадкой для обсуждения вопросов социального развития
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА — ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО МЕДИКОВ
Форум подтвердил, что сегодня дальнейшее развитие страны невозможно без самого пристального внимания той сфере, которая долгое время незаслуженно занимала одно из последних мест в орбите забот государства. Еще одно подтверждение этому дала прямая линия с Владимиром Путиным. Больше всего вопросов ему поступило именно по социальной проблематике, особенно по ЖКХ и здравоохранению. Тема медицинских услуг заняла заметное место и на форуме. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, в мае, кстати, избранная председателем Всемирной ассамблеи здравоохранения, участвовала не только в пленарном заседании, но и модерировала дискуссионную площадку «Роль социальных инноваций в повышении качества социальных услуг и развитии человеческого капитала».
Но демографическая обстановка остается напряженной. О том, что в северо-западных областях европейской части страны не преодолена тенденция «русского креста», когда смертность превосходит рождаемость, говорил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. Да и не только там.
Устойчивый характер приняла депопуляция и в центрально-черноземном регионе. Вот почему в речи главы департамента здравоохранения Воронежской области Александра Щукина прозвучали непривычные для лексикона чиновника слова о необходимости сберегать «каждое зачатие и каждую состоявшуюся жизнь». Министр труда Максим Топилин подтвердил это: «У нас до 500 тысяч смертей ежегодно — это смерти людей трудоспособного возраста, в основном мужчин. Мы теряем там, где не должны и где можно их спасти».
Количество абортов за последние пять лет в стране сократилось на 250 тысяч, создано 1,5 тысячи центров доабортного консультирования. К сожалению, отметила Вероника Скворцова, не все из них работают хорошо. Один Минздрав не переломит ситуацию, нужен соответствующий общественный настрой. Теперь социальная сфера должна заботиться о самых слабых и незащищенных слоях населения уже на уровне возросших требований. В современном обществе по ее развитию судят не только о гуманном характере самого государства, но еще и о его конкурентных возможностях.
У нас немало справедливых претензий к организации системы здравоохранения. Однако от нее зависит далеко не все. По исследованиям ВОЗ, с точки зрения благополучия человека, социальный фактор (здоровый образ жизни, любимая работа, самочувствие в социуме) перевешивает три остальных — генетический, эколого-климатический и медицинский. А здоровьесберегающая среда формируется при четком взаимодействии государства, бизнеса, структур гражданского общества и населения, на что обратила внимание председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Создание ее с учетом всех инновационных подходов сегодня — важнейшая задача.
РЕГИОНЫ ВНЕДРЯЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ
Сколь многоаспектна работа по охране населения понимаешь, когда знакомишься с голой статистикой. Представьте, только в Архангельской области каждый 12-й житель — инвалид. Поэтому в 2015 году в Поморье создан социальный кластер с участием образовательных и научных организаций, институтов социальной помощи, медицинских и общественных организаций, МСП и НКО. Местные предприятия при поддержке областной Корпорации развития освоили производство целого ряда изделий вспомогательного оборудования и приспособлений для инвалидов. В их числе известный за рубежом, но новый для России «экзоскелет» для реабилитации людей с травмами спинного мозга и инсультом, высокофункциональные активные протезы кисти и предплечья, другие технические средства реабилитации. «Эффект — ошеломительный», — констатировал архангельский губернатор Игорь Орлов.
Первым субъектом РФ, где была поднята проблема комплексного подхода к «здоровым городам и поселкам», стала Вологодчина. В прошлом году там приняли Стратегию социально-экономического развития области на период до 2030 года, цель которой — реализация политики народосбережения путем сохранения демографического потенциала и развития человеческого капитала. Именно такую задачу поставил в 2014 году Владимир Путин на заседании президиума Госсовета в Череповце. Почти треть вологжан являются адресатами социального проекта «Забота», дающего скидки от 5 до 50 процентов на товары и услуги пенсионерам, многодетным семьям, ветеранам боевых действий. Здесь получили развитие практики «Профилакторий на дому», «Серебряное волонтерство», «Молодые в музее» и так далее.
Успехи в сфере подготовки рабочих кадров позволили тюменцам включиться в масштабный проект по формированию центров компетенции по стандартам WorldSkills. Уместно добавить, что в рамках этой международной программы в 2019 году Россия примет в Казани мировой чемпионат по профессиональному мастерству.
Ни одной социальной программы не сократил в последние три года Алтайский край. Напротив, в непростых экономических условиях усилены меры поддержки: федеральная программа «Земский доктор» дополнена программой «Сельский фельдшер», оказывается матпомощь студенческим семьям с детьми. В крае самое большое из регионов России количество ФАП, 80 процентов малокомплектных школ.
Кстати, тему развития социального партнерства в сфере трудовых отношений на примере Алтайского края парламентарии рассмотрели в мае на выездном заседании Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. Минтруд России высоко оценил этот опыт и обратил на него внимание других регионов.
Среди субъектов РФ, исповедующих новые взгляды на социальную сферу, также Ульяновская область. Она станет пилотной площадкой по апробации Национальной социальной инициативы. Суть ее в комплексе приоритетных управленческих действий с целью внедрения современных стандартов услуг, смягчения влияния экономического и демографического кризисов.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА
Форум внес свою лепту и в инновационный подход к понятию социальной ответственности бизнеса. Оно наполняется новым содержанием, включая не только добросовестную уплату налогов и единичные спонсорские акты, но и личное участие в создании комфортной социальной среды в регионе. Роль бизнеса в развитии социальной сферы стала темой отдельной дискуссионной площадки. На ней выступили губернаторы Алтайского края и Ульяновской области, представители трех федеральных министерств, Внешэкономбанка, Корпорации МСП, крупных компаний.
«Речь шла о концептуальных подходах органов власти в регионах по выстраиванию партнерства с крупным и малым бизнесом в решении социальных задач, о реализации компаниями социальных проектов, их взаимодействии с властью в создании комфортной среды для жизни людей. И конечно, обсуждался успешный опыт использования механизмов ГЧП», — говорит глава Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Дмитрий Азаров.
В этом году впервые из федерального бюджета субсидируется региональный проект ГЧП в Московской области по строительству учреждения соцобслуживания для пожилых людей. Это более дешево, чем строить за счет государства те или иные объекты. Налицо совершенно новый подход. Но это только начало. Участники дискуссии предложили внести коррективы в закон о ГЧП. В частности, увеличить перечень объектов соглашения о государственно-частном и муниципально-частном партнерстве за счет включения в него информационных систем, программного обеспечения и иных объектов IT. Установить льготные тарифы по технологическому присоединению к системам инженерных коммуникаций объектов здравоохранения, создаваемых в рамках ГЧП.
«На первом форуме выражалась надежда на привлечение бизнеса в социальную сферу, теперь ясно, что это свершилось, — с удовлетворением констатировал первый замминистра труда и соцзащиты Алексей Вовченко. — Каждый субъект подтверждает это взаимодействие. Прогресс просто неимоверный! Впервые на форум были приглашены общественные советы при органах власти, не только сферы соцзащиты, но и всех отраслей. Это, можно сказать, новое направление нашей совместной работы, которое мы будем отрабатывать. Синергию совместных усилий мы можем воплотить в успешное движение к социально-экономическому росту страны».
Высокий уровень представительности мероприятия (федеральные министры, руководство Совета Федерации, вице-премьер по соцполитике, советники президента и губернаторы), безусловно, важен. Но еще более важно наполнение и широчайший состав делегатов — все субъекты РФ, все уровни власти, все действующие игроки рынка услуг. В этом выразилась уникальность площадки.
РАСКРЫТЬ ШИРЕ ДВЕРЬ ДЛЯ НКО
Не означает ли приход в социальную сферу новых игроков, что государство устраняется от решения социальных задач? Зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Александр Борисов возражает: «Государство ничего с себя не снимает и оставляет основную ответственность за собой. Расширение спектра участников рынка социальных услуг делается для того, чтобы обеспечить комфортность людям, которые их получают».
Президент страны в Послании Федеральному Собранию поставил перед регионами задачу — к 2020 году передать НКО 10 процентов госзаказа на услуги. Процесс пошел, но в 2015 году он отличался большей динамикой, чем в 2016-м, признала Галина Карелова. «Им пока еще не охвачены все регионы. Это еще меньшинство. Ханты-Мансийский АО, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, еще несколько субъектов РФ в рамках «дорожной карты» создают разные модели доступа некоммерческих организаций к социальным услугам, — считает зампред Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт. — Либо это аутсорсинг, либо передача субсидий через автономные некоммерческие организации. Позитивно, что каждый нарабатывает свой опыт. Другое дело, что многое зависит от воли региональных властей, их готовности передать часть госуслуг на аутсорсинг. Еще один барьер — тарифы на оказание социальных услуг. Мы считаем, что методику их расчета надо выработать на федеральном уровне. Тогда субъекты не смогут занижать тарифы и делать их экономически нецелесообразными для некоммерческих организаций».
Определенное недоверие государства по отношению к НКО, как ни странно, оправдано. Финансируя их деньгами при выходе на аутсорсинг, оно ведь выступает гарантом качества оказываемых услуг. А при отсутствии менеджмента, системы управления негосударственными организациями сложно гарантировать качество…
РИСКИ РАСГОСУДАРСТВЛЕНИЯ
Конкуренция приведет к разнообразию, качеству и доступности услуг — такова концепция разгосударствления социальной сферы. Получится ли так? Практика не всегда это подтверждает. Ведь и сейчас частник первым делом заходит в узкий сегмент дорогих услуг. Здесь он готов конкурировать с государством. Гораздо чаще он занимает свободные ниши, где нет конкурентов. И удовлетворяет потребность в услуге, но качество ее под вопросом. Тем более что отсутствуют стандарты оказания услуг и их оценки.
Чтобы войти на рынок социальных услуг, одного желания мало. Надо еще и обладать необходимыми компетенциями. Одни сектора, например, дома или пансионаты для пожилых людей, уже активно осваиваются бизнесом. Так, компания «Желтый Крест» более десяти лет занимается сервисом долгосрочного ухода за престарелыми и входит в Европейскую ассоциацию провайдеров таких услуг. Но это для платежеспособных клиентов. «Иная ситуация в сегменте работы с малообеспеченными стариками, — говорит член Общественной палаты РФ, директор автономной некоммерческой организации «Агентство социальной информации» Елена Тополева-Солдунова. — Выход в том, чтобы они жили дома, но при условии сопровождения. А его скорее могут обеспечить некоммерческие организации, работающие не для прибыли, а ради какой-то своей миссии».
В отличие от медуслуг, бизнес и НКО пока мало занимаются соц-услугами. Кроме одного процента, здесь все на плечах государства. Те, что работают, не получают никакого бюджетного возмещения. «Это неправильно. Их нужно встроить в системную деятельность. Вхождение в реестр поставщиков привнесет конкуренцию на рынок и повышение качества услуг для граждан. Поле деятельности обширное. У нас не хватает центров обслуживания для инвалидов, пожилых людей, малообеспеченных, многодетных семей», — считает она.
Главное, не устраивать никакой кампанейщины и не гнаться за показателями. В условиях, когда рынок не развит, бурное разгосударствление сферы социальной защиты несет риски ее коммерциализации, а это отрицательно скажется и на качестве услуг, и на социальном самочувствии. «Чтобы этого не произошло, — считает вице-спикер Галина Карелова, — и социальным предпринимателям, и НКО нужно оказать адекватную поддержку. Об этом много говорилось на площадках Форума. Нужны не только образовательные программы, важно также создавать и климат доверия между НКО и гражданами. Нужно включить мощные информационные ресурсы, чтобы люди знали и понимали, чем занимаются НКО и какую пользу они могут принести».
Совершенно очевидно, что нужны образовательные программы для социального предпринимательства. Этому была посвящена специальная панель на Форуме. Кроме того, рост объема и качества услуг НКО невозможен без мощной информационной кампании, так как сегодня большинство населения понятия не имеет, чем они занимаются и какую пользу могут принести людям. Поэтому сами не готовы и помогать негосударственным организациям, и потреблять их услуги.
АККУРАТНАЯ ПОДДЕРЖКА ВОЛОНТЕРСТВА
Палата молодых законодателей при Совете Федерации провела на Форуме заседание Молодежного социального совета. Наверное, не все знают, что у нас в стране вырабатываются механизмы вовлечения молодежи и молодежных НКО в систему социальной защиты и оказания общественно полезных услуг. Дать толчок этому движению поможет принятие федерального закона о молодежи и молодежной политике, идею которого, сообщила первый зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Людмила Кононова, поддержали участники обсуждения. Они же безоговорочно выступают за создание в регионах инфраструктуры содействия волонтерству и добровольчеству, закон о которых сейчас находится в Госдуме.
Член Общественной палаты РФ, председатель Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» Сергей Щетинин убежден, что регламенты и стандарты нужны, но государственное регулирование добровольчества требует особой деликатности. Его значение в том, что оно помогает развивать, дополнять и делать более качественными социальные функции государства. Главное, чтобы конституционализация движения не обернулась его бюрократизацией.
Власть одобряет такую форму общественной активности. Однако в России, по опросам ВЦИОМ, в нем участвуют пока не более пяти процентов населения, тогда как в европейских странах — от 1/4 до 1/3 граждан. Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский полагает, что добровольчество должно поощряться нематериально, с помощью «позитивной дискриминации» — когда при прочих равных человек с волонтерским опытом имеет преимущество при поступлении в вуз. Есть предложение — учитывать его даже при исчислении трудового стажа.
Эта и другие поднятые проблемы, как и вся атмосфера форума, продемонстрировали, что в обществе назревает «прорыв» в отношении представлений о социальной сфере как богадельне для сирых и убогих, обеспечиваемых по остаточному принципу. Нам предстоит выработать понимание того, что это не черная дыра, требующая бесконечных расходов, а зона инвестиций и развития. Только не надо забывать, что вместе с тем это не рядовая отрасль. Это сфера, которая требует особого душевного настроя и исключает равнодушное отношение людей к своей работе.
Фото Игоря Родина