СМИ: банки смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента» к середине 2022 года
Фото: ПГ
К середине 2022 года все финансовые организации смогут подключиться к платформе «Знай своего клиента» (ЗСК), позволяющей классифицировать предпринимателей по зонам риска. Об этом в пятницу сообщает газета «Известия» со ссылкой на Банк России.
Центробанк уже разрабатывает программное обеспечение для платформы ЗСК. Регулятор предполагает, что закон о ее запуске будет принят в конце 2021 - начале 2022 года, а системе потребуется полгода на обкатку.
По планам Банка России, платформа позволит распределять банковских клиентов по зонам рисков с точки зрения проведения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. На основе уровня риска банк будет принимать решение о проведении операции и открытии счета. Информация о клиентах будет предоставляться всем банкам-участникам системы.
Регулятор рассчитывает, что новый сервис позволит снизить нагрузку на добросовестный бизнес, в том числе за счёт сокращения превентивных ограничительных мер при выявлении несущественных и технических «антиотмывочных» рисков.
Ряд кредитных организаций уже заявил о желании принять участие в пилотировании и обкатке платформы ЗСК — банки рассмотрят присоединение к системе, когда станут известны технические требования. По данным издания, в целом банковское сообщество поддерживает появление единой системы с информацией о риск-профиле юридических лиц. Однако к концепции платформы есть вопросы, в частности относительно распределения ответственности за блокировку операций и счетов и за отказ в их открытии.
Законопроект о новой платформе также поддерживает и Росфинмониторинг.
Ранее группа депутатов во главе с главой Комитета по финансовому рынку Анатолием Аксаковым внесла в Госдуму законопроект о разделении предпринимателей на группы риска по обналичиванию и отмыванию. В палате сообщили, что принятие закона запланировано до конца весенней сессии.
Вместе с тем, Аксаков напомнил «Парламентской газете», что доля сравнительно благонадёжных клиентов на сегодня в стране составляет 99 процентов от общего количества хозяйствующих субъектов (7,7 миллиона), а количество клиентов, в отношении которых мелькают подозрения, находится в пределах 0,3 процента. В свою очередь, остальной объём занимают клиенты с высоким уровнем риска.
По его словам, создание платформы «Знай своего клиента» служит двум основным целям. Первая — это защита интересов добросовестных предпринимателей — клиентов кредитных организаций, снижение финансово-административной нагрузки на них, что очень актуально для малого и микробизнеса. А вторая — оптимизация подходов банков к применению ими мер по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Также читайте о том, какие законы вступают в силу в ноябре.
Ещё материалы: Анатолий Аксаков