Пленарное заседание Госдумы

14:29Москва получит часть полномочий по управлению центром «Сколково»

14:17Госдума приняла бюджет для людей

14:02Госдума приняла закон о бюджете Социального фонда

Штрафы за высадку детей из транспорта хотят увеличить

В Госдуме считают недостаточными меры, принятые в защиту пассажиров

Тема: Пленарное заседание Госдумы 1 февраля 2024 года

02.02.2024 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Штрафы за высадку детей из транспорта хотят увеличить
  © Дмитрий Сандимиров/ТАСС

Водителей, кондукторов и директоров транспортных компаний оштрафуют на 5-30 тысяч рублей за высадку инвалидов I группы из автобусов, трамваев и троллейбусов. Такой законопроект в первом чтении Госдума приняла на пленарном заседании 1 февраля. Ранее в России уже ввели аналогичные штрафы за высадку из транспорта несовершеннолетних детей. Однако такие случаи продолжаются, об этом буквально каждый день сообщают федеральные и местные СМИ. Почему не исполняются уже введенные запреты и что нужно изменить в законодательстве, разбиралась «Парламентская газета».

Нарушения от Перми до Адыгеи

31 января в Адыгее завели дело на водителя, высадившего девочку из автобуса в мороз. Инцидент произошел в поселке Яблоновский Тахтамукайского района в понедельник, 29 января. Причиной высадки стала «невозможность оплаты проезда» ребенком, следует из материалов дела.

В последний же день января в Перми водитель высадил из автобуса десятилетнего школьника. Причиной стала неисправность терминала, из-за чего ребенок не смог оплатить проезд, сообщает Telegram-канал «ЧП Пермь». В итоге школьнику пришлось добираться домой пешком.

Напомним, еще в 2021 году в России ввели штрафы «за принудительную высадку безбилетного лица, не достигшего возраста 16 лет, не подтвердившего оплату проезда, если его проезд подлежит оплате, либо не подтвердившего право на бесплатный проезд». За это, согласно части 2.1 статьи 11.33 КоАП, грозит штраф 5 тысяч рублей — водителю и 20-30 тысяч рублей — должностному лицу.

Инвалидов приравняли к детям

С 1 сентября 2024 года высаживать из общественного транспорта запретят и инвалидов первой группы. Такие поправки в Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта приняли в августе прошлого года.

Вдогонку к этому закону на пленарном заседании 1 февраля депутаты также одобрили в первом чтении штрафы для водителей и директоров компании, которые нарушат правила перевозки пассажиров. За высадку инвалидов первой группы им будут грозить те же 5-30 тысяч рублей штрафа.

«Детей и граждан с ограниченными возможностями здоровья высаживать из общественного транспорта нельзя, — прокомментировал законопроект спикер Госдумы Вячеслав Володин. — Это несет прямую угрозу их жизни. Те, кто этого не понимает, будут наказаны высокими штрафами».

От угрозы до реального наказания

«Парламентская газета» спросила депутатов, насколько эффективным будет новое взыскание, если и старое-то пока никак не заработает на полную мощность.

«Закон о штрафах действительно пока больше грозит, чем наказывает. Но это на первоначальном этапе тоже нужно», — сказал нашему изданию зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, председатель Всероссийского общества инвалидов Михаил Терентьев.

Кому положены повышенные пособия и выплаты с 1 февраля 2024 года

Действительно, многие такие случаи попадают в СМИ и становятся достоянием общественности. Некоторые дела под свой контроль берет Следственный комитет и лично его глава Александр Бастрыкин. В итоге виновные несут заслуженное наказание, однако пока ситуация регулируется буквально в ручном режиме.

«Именно поэтому мы не торопились с внесением изменений в Кодекс об административных правонарушениях о штрафах за высадку инвалидов первой группы», — заключил Терентьев.

На совести руководителей компаний

Уже принятые и вносимые нормы закона следуют из принципов общечеловеческих норм: забота и защита детей и маломобильных граждан, отметила член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светлана Бессараб. При этом именно такие граждане, как правило, не умеют отстаивать свои права, уточнила депутат.

«Большинство незаконно высаженных из транспорта детей постесняются или просто побоятся пожаловаться взрослым. При этом далеко не каждый родитель будет предавать огласке случай неуплаты за проезд его ребенком и последующей за этим высадке, если только ситуация не была вопиющей: низкая температура, удаленность точки высадки и прочее», — сказала депутат «Парламентской газете». Как результат — нарушения продолжаются.

В данном случае транспортным компаниям с целью сохранения репутации необходимо применять собственные дисциплинарные взыскания к работникам, допускающим нарушения в отношении самых незащищенных членов нашего общества, уверена парламентарий.

Пять тысяч рублей — мало

То, что правоприменительная практика уже введенных штрафов за высадку детей хромает, признают и сами авторы законопроектов. Главная причина — недостаточная информированность водителей об ответственности за такие правонарушения, считает первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, один из авторов законопроекта о штрафах за высадку инвалидов Владимир Сипягин.

«Уверен, что многие водители просто не знают, что высадка несовершеннолетних грозит штрафом в пять тысяч рублей. Руководители компаний просто не доносят эту информацию до тех, кто каждый день выходит в рейсы», — сказал депутат «Парламентской газете».

Кроме того, Сипягин признал, что штрафы в 5-30 тысяч рублей маловаты, особенно «учитывая, какие трагические последствия может принести высадка из транспорта тех же несовершеннолетних на мороз»: «Суммы взысканий надо повышать. Это может произойти уже ко второму чтению законопроекта о штрафах за высадку инвалидов первой группы».

Кроме, того необходимо расширять перечень лиц, которых запрещено высаживать из транспорта, уверен парламентарий. В этот список, по мнению Сипягина, могу войти многодетные семьи и участники специальной военной операции. По мнению других депутатов, которые выступили на пленарном заседании, необходимо также запретить высаживать из транспорта инвалидов не только первой, но и других групп, а также пенсионеров. 

Читайте также:

• Борьбу с буллингом предложили включить в Стратегию молодежной политики