Штрафы для автодилеров просят ограничить стоимостью машин
Петербургский депутат хочет создать закон о жизненном цикле автомобилей
Продавцы автомобилей стали все чаще страдать от судебных претензий покупателей. Суды взыскивают по полной за каждую просрочку по ремонту, устранению различных неисправностей и штрафуют на крупные суммы, которые порой превышают стоимость самой машины. Автодилеры, напуганные жесткостью Фемиды, обратились за помощью к петербургским парламентариям. Депутат городского Заксобрания Дмитрий Панов решил спросить мнение у федеральных коллег, можно ли ограничить законом размеры штрафов стоимостью самого автомобиля. В Госдуме пока взяли паузу.
Восемнадцатикратное
Панов написал обращение депутату Госдумы Алексею Нечаеву с предложением внести изменения в Закон «О защите прав потребителей», ограничив штрафы для автодилеров за различные нарушения стоимостью приобретаемого автомобиля, к качеству которого есть претензии у покупателей. Поводом послужила статистика за 2023-2024 годы, которая показала превышение сумм, взысканных судами в пользу потребителей, в 3,41 раза по сравнению с оплаченной стоимостью машин. Рекорд — штраф на 200 миллионов рублей за неисправность машины, купленной за 11,2 миллиона.
Исходя из судебного решения Коптевского районного суда города Москвы, вынесенного летом 2023 года, гражданин в 2021 году купил новый BMW X7 с интересной новацией — вентиляцией сидений. Но уже в первый год автомобиль стал активно ломаться, в том числе сбои были в этой самой системе вентиляции. Сроки гарантийного ремонта вышли, и возникло основание для возврата автомобиля. Сначала покупатель просил вернуть деньги за машину. Причем по закону он имел право получить не 11,2 миллиона рублей, а столько, сколько к этому моменту стоил такой же новый автомобиль, — почти 21 миллион рублей. Компания не выполняла это требование 319 дней, за что полагается штраф по одному проценту за каждый день просрочки законных требований — набежало 66,7 миллиона рублей. Потом покупатель требовал заменить машину на новую. И это требование автодилер не исполнял 274 дня, за что набежало еще 57,3 миллиона. Кроме того, по закону еще полагается штраф в 50 процентов за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Его считали от всей «набежавшей» суммы и накладных расходов, включая госпошлину, — это еще почти 62 миллиона рублей. Ну и, соответственно, стоимость нового автомобиля. Так и получилось примерно 200 миллионов рублей.
Права продавцов верблюдов
Это не единичный случай взыскания сумм, кратно превышающих стоимость машин. Не оправдывая «продавцов верблюдов», петербургский депутат все же обратил внимание в обращении, что действующие требования, не имеющие верхнего разумного ограничения, ставят автодилеров в уязвимое положение при заключении договоров с потребителями, а применение штрафных санкций существенно ухудшает их экономическое положение.
По его мнению, нужно разработать федеральный закон, регулирующий весь жизненный цикл транспортного средства, в том числе все ключевые аспекты отношений между производителями, дилерами и потребителями.
Неурегулированных вопросов в этой сфере предостаточно: «Нужны единые стандарты сервисного обслуживания, стандарты продажи новых машин и системы оценки автомобилей на вторичном рынке, нужны единые стандарты для кредитования, страхования и комплектации автомобиля дополнительным оборудованием. Нужна полноценная база данных, позволяющая отследить переход права собственности на автомобиль, фактический пробег, осуществление ремонтных работ и технического обслуживания. И необходимо вести официальную таможенную и внутреннюю статистику на федеральном и местном уровнях, особенно по количеству завезенных и проданных машин», — считает Панов.
Думать о народе
В аппарате депутата Госдумы Алексея Нечаева сообщили, что тема требует изучения.
А вице-председатель Комитета по защите прав автовладельцев Александр Холодов считает, что такая ситуация сложилась из-за того, что суды долго стеснялись присуждать пострадавшим потребителям все, что им причитается по закону. В результате автодилеры, как, впрочем, и другие коммерческие компании, привыкли к безнаказанности. Но ситуация стала меняться: «Все чаще суды стали исполнять закон в полной мере. В случае определенных недостатков автомобиля и бездействия дилера человек имеет право на компенсацию. Мне кажется, что бизнес уже должен понимать, что есть закон со штрафными санкциями и какие могут быть последствия. Надо задать вопросы салонам, почему они нарушают права? Потому что у них сформировалось понимание, что в случае спора суд присудит копейки пострадавшей стороне? Меня радует тенденция изменения ситуации в этой части. Это хорошая профилактика для остальных участников рынка. В конце концов, в ситуации с нарушением прав потребителей есть досудебный порядок урегулирования спора. Даже если дело дошло до суда, можно выйти на мировое соглашение и выплатить компенсацию. Но, если дошло до решения, значит, дилер был уверен в безнаказанности. Да, решения жесткие, но они направлены на то, чтобы стимулировать продавцов соблюдать закон, не доводя дело до суда».
По его мнению, менять закон о защите прав потребителей не нужно. Это автодилерам надо работать так, чтобы не возникало недоразумений — с пониманием, что клиент всегда прав, а вседозволенность заканчивается печально.
Читайте также:
• На АвтоВАЗе пообещали не повышать цены на машины до конца 2024 года
Ещё материалы: Алексей Нечаев