Штрафы для агрегаторов такси решили отложить
В большинстве регионов пока не создали реестры перевозчиков
Отложить рассмотрение законопроекта, вводящего штрафы за сотрудничество служб заказа такси с водителями, у которых нет разрешения на перевозку пассажиров, решил Совет Госдумы 15 мая. Специальные реестры, в которых по новому закону о такси должна храниться информация о водителях и авто, пока создали далеко не во всех регионах. Представители таксопарков предлагают отложить вступление в силу отдельных положений закона о такси, а в Совфеде считают, что регионам нужно помочь создать реестры, чтобы поездки стали безопаснее.
Нет разрешения — нет движения
К 1 сентября, когда новый закон о такси вступит в силу, в каждом регионе должны быть созданы информационные системы — реестры. Всего их три: реестр перевозчиков, реестр такси и реестр служб заказа. Наличие полных и достоверных данных о каждом авто и водителе должно сделать поездки на машинах с шашечками безопаснее и прозрачнее, говорили парламентарии при рассмотрении закона. А чтобы заказ вдруг не получил шофер без лицензии, агрегаторам вменили в обязанность отслеживать, чтобы в их базы такие люди не попадали.
За сотрудничество с водителями-нелегалами для агрегаторов хотят ввести штраф до полумиллиона рублей. Штрафовать службы заказа хотят и за работу без уведомления и за нарушение порядка обработки информации о заказе. Такой законопроект думский Комитет по госстроительству и законодательству одобрил на заседании в апреле, однако на днях Совет Госдумы решил отложить его рассмотрение парламентом. «Проект отправлен авторам на доработку по предложению правового управления», — сказали «Парламентской газете» в аппарате комитета.
Проект о штрафах еще в 2019 году внесла группа депутатов и сенаторов, но он относился к другой версии законопроекта о такси. Поэтому в правовом управлении Госдумы указали, что документ следует синхронизировать с принятым законом по содержанию, терминологии и срокам вступления в силу.
Прозрачность водителей и поездок
Возможность получить штраф заставит агрегаторы соблюдать все положения закона и тщательно следить за актуальным содержанием реестров. Но сами эти реестры в большинстве регионов пока не созданы, сообщил «Парламентской газете» руководитель секции «Цифровая трансформация транспорта» Совета по цифровой экономике при Совфеде Артем Шейкин: «Государственная информационная система легковых такси находится в стадии разработки, а региональные реестры такси не созданы в связи с отсутствием финансирования».
Регионам, считает сенатор, нужно помочь с созданием реестров — выделить им для этого целевое финансирование либо предложить формат государственно-частного партнерства. «Кроме того, необходимо подключить к работе специалистов, которые могут предложить варианты удешевления разработки и внедрения этих систем, а затем будут обеспечивать их стабильное и бесперебойное функционирование», — отметил сенатор.
Общественный совет по развитию такси в апреле сообщал, что реестры создали не больше двух десятков регионов, а также говорил об огромном количестве данных, которые операторам приходится в них вносить. «При этом власти требуют, чтобы сведения обновлялись мгновенно — так они смогут в любой момент проверить любого водителя», — сказала нашему изданию председатель совета Ирина Зарипова.
Коллапса не будет
В Общероссийском объединении пассажиров предложили перенести на один год вступление в силу некоторых положений закона о такси, ссылаясь на отсутствие реестров в большинстве регионов и государственной информсистемы. Об этом накануне написал РБК со ссылкой на письмо главы объединения Ильи Зотова в адрес вице-спикера Совфеда Андрея Турчака.
Вопрос о переносе сроков вступления отдельных норм обсуждают и перевозчики, сообщили «Парламентской газете» в совете по такси. «Мы видим проблемы, которые, скорее всего, не удастся решить к 1 сентября — ОСАГО для такси, пункты медосмотров, — рассказала Ирина Зарипова. — Многое будет зависеть от решений, которые примут в регионах — будут ли в них дополнительные требования к такси. Если будут, это ограничит возможности по легализации рынка».
Полностью подготовиться к работе по новому закону смогут только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, считает Зарипова. Но серьезных проблем с работой такси, по ее мнению, скорее всего, не возникнет и в других регионах. «Не придерживаюсь мнения, что будет коллапс, — добавила эксперт. — При грамотном применении закона есть шанс вывести из тени сотни тысяч нелегалов».
Ещё материалы: Артем Шейкин , Андрей Турчак