Все о пенсиях в России

вчераУчастникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

вчераРоссиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

два дня назадНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Шанс для идеологии традиционализма

09.11.2023 15:03

Ровно год назад, 9 ноября 2022 года, вышел Указ Президента РФ №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в котором были закреплены нравственные ориентиры и приоритеты развития нашего общества.

Согласно документу, к основным ценностям относятся жизнь и достоинство, права и свободы человека, патриотизм, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным и другие. Но главное, что именно эти ценности должны стать безусловным приоритетом в развитии страны.

Что же означает Указ для законодательной власти и действительно ли ощущается важность этого документа в ГД?

Не возьмусь отвечать за весь Парламент — выскажу свое частное мнение.

Начнем с того, что Указ — это не догматически прописанный документ, это документ живой.

Его главный смысл — обозначить ориентиры для общественного дискурса. Он отразил чаяния консервативной части российского общества, прекратив внутренние метания между консервативными устремлениями и либеральными тенденциями, которые, будем откровенны, захватили достаточно значительную долю населения.

Лично я воспринимаю этот Указ как стимул начать дискуссию, которая должна быть в любом живом обществе, — дискуссию о самосознании, о границах допустимого, в конце концов, о целях существования страны и народа. К сожалению, долгие годы такая дискуссия просто не велась — мы плыли по волнам, чем активно пользовались и наши друзья, и наши недруги.

И с этой точки зрения, кстати, попытки формально подвести итоги ИСПОЛНЕНИЯ Указа могут быть только вредны. В бюрократической логике нужно напротив каждого пункта поставить «галочку». А нам нужны не «галочки», а реальная духовная реформа общества.

В Государственной Думе — 450 человек. Разных. С разными взглядами на жизнь, с разным уровнем взаимодействия со своими избирателями. Неудивительно, что и представления о содержательной части тех ценностных категорий, которые обозначены в Указе, разные. У нас также идут дискуссии, которые, как мы понимаем, значительно усложняются в рамках партийной системы. Ведь у каждой партии есть собственные цели, взгляды, своя аудитория.

Поэтому говорить о полном единодушии Государственной Думы в отношении Указа я бы не стал. Тем более я не могу сказать этого о Правительстве, которое является сегодня главным источником законодательных инициатив.

Неудивительно, что появляются абсолютно разнонаправленные (по отношению к Указу) инициативы и по-прежнему действуют разнонаправленные законы.

Возьмите, например, вопросы семьи и Семейного кодекса. Вроде бы все согласны с тем, что одной из главных ценностей является семья. Но определение, что есть семья, есть только в законе о прожиточном минимуме, при этом основным признаком является совместное проживание.

Мы говорим о защите семьи, о защите прав семьи, но семья не обладает правосубъектностью. А значит, у нее нет формальных прав.

Мы говорим о ценности жизни, но при этом у нас самое либеральное законодательство об абортах в мире.

Надо отдать должное, что одновременно мы принимаем важнейшие этические законы о запрете суррогатного материнства (правда, только для иностранцев), о запрете смены пола, о защите русского языка. Работают межфракционные группы по защите христианских и духовно-нравственных ценностей.

Принимаются дополнительные меры по финансовой поддержке многодетных семей.

Так что Государственная Дума — это тоже живой организм. И с одной и той же трибуны можно услышать пламенные речи о запрете или ограничении абортов и в защиту детоубийств. С этой же трибуны защищаются законопроекты, усиливающие ювенальную составляющую органов опеки, и законопроекты, укрепляющие неприкосновенность семьи и утверждающие изначальную ее добросовестность.

Однако важность документа действительно ощущается во всех дискуссиях. Указ о духовно-нравственных ценностях стал событием, но каждый пока его трактует по-своему.

И это так и будет до того момента, пока мы не поймем: ценности — это только базовые ориентиры. Но для их реализации в жизни (в виде законов, правил и единодушного понимания в культуре, образовании и других сферах) требуется другое.

Ценности существуют в плоскости индивидуальной веры каждого, тогда как мы как общество живем в плоскости социальной. А в социальной плоскости общество может объединить только идеология. Не государственная — народная. Не обязательная, а единодушная.

Но идеология — это не набор постулатов или ритуалов. Это прежде всего модель. Модель идеального общества, которую мы хотим построить, опираясь на наши ценности.

Только при наличии такой модели мы можем сравнивать себя сегодняшних с этим идеалом и получить критерий оценки различных общественных явлений — приближают ли они нас к этой модели или нет.

И вот тогда, когда общество представило для себя эту модель, мы сможем разрабатывать ее в здравоохранении, образовании, государственном управлении, культуре и других сферах.

Это очень и очень сложно.

С одной стороны, потому что ценности, которые пронизывают любую идеологию, не терпят компромиссов. Нельзя, например, сказать, что отнимать жизнь невинного человека — плохо и при этом допускать, что иногда, если очень хочется, то это делать можно, — как это сегодня происходит с абортами, например.

Идеология всегда противоречит эстетизму политики, так как идеология бескомпромиссна, а политика — это искусство компромисса.

С другой стороны, история показывает, что любая искусственно сконструированная идеология всегда приводит к горю, поломанным судьбам и жертвам. Да, всегда появляются люди, которые говорят о том, что они обладают тайным знанием, как все человечество привести к счастью. Вот только они уходят и не несут ответственности за то, что они ошибались.

Вспомните историю самых разных стран, и прежде всего нашей, и сразу становится понятно, что это правда.

Что же делать? На мой взгляд, есть единственная идеология, которая не привнесена в наш мир искусственно. Базируется она на той самой главной Традиции, которую человек получил сразу после своего появления. Эта Традиция истинна для каждого, но именно она всегда становилась объектом нападок всех искусственно изобретенных идеологий. Эта Традиция — семья и семейные отношения. Это основа для каждого человека в мире!

У России есть уникальный шанс — добиться того, чтобы идеология традиционализма, центром которой является семья, стала определяющей для всей страны. Этот шанс есть именно у нас, так как в нашей стране на государственном уровне объявлен курс на укрепление традиционных ценностей, так как именно у нас сохранилась религия, максимально донесшая до нас учение о семье и ее святости, — это православие.

Сегодня мы должны воспользоваться этим шансом.

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2639

Ещё материалы: Николай Николаев