Севморпути нужны новые порты
Без современных портов Северному морскому пути не стать главной экономической артерией Арктики
Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании эталонного маршрута Роттердам — Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние сокращается на 3860 морских миль, или на 34 процентов.
По словам члена Совета Федерации, председателя Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслава Штырова, в настоящее время углеводородная промышленность требует постоянного вывоза грузов из Арктики. Строится порт Сабетта, из которого пойдет сжиженный газ. Помимо его строительства возрождается география портопунктов для каботажного плавания, включая архипелаги Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, Новосибирские острова, остров Врангеля, мыс Шмидта, Певек и другие.
Член Комитета Госдумы по международным делам Артур Чилингаров считает, что это свидетельствует об активном и целенаправленном восстановлении государственного присутствия в важнейшем для нашей страны регионе — Арктике.
Картина художника Владимира Латынцева
«Намечены реконструкция и восстановление морских портов на всей трассе Северного морского пути, и вся территория Крайнего Севера и Арктики будет оснащена современной системой спутниковой навигации. Разработана программа по восстановлению ледокольного флота, в частности, в ближайшие годы планируется построить три атомных и три дизельных ледокола. В государственном бюджете уже заложены средства для проектирования новой серии атомных судов», — пояснил законодатель.
Согласно «Основам государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», значимая роль превращения Арктической зоны России в ресурсную базу страны отводится морским грузоперевозкам и арктическим морским торговым портам.
По мнению Вячеслава Штырова, структур и органов, которые работают для развития Арктики, создано достаточно. «Но в конечном итоге мы не знаем конкретно, кто и за что несет ответственность. Одному не хватает полномочий, другому — хозяйствующих функций и так далее. Нет всеобъемлющей законодательной базы по Севморпути. Тот закон, который действует, не обеспечивает всех потребностей, связанных с развитием морской трассы, надо создавать новый документ, целостный. Есть проблемы даже с границами Северного морского пути. Вопросов много, а время не ждет».
Эту ситуацию сейчас активно исправляют. На состоявшихся заседаниях Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации были рассмотрены вопросы о национальном арктическом транспортном коридоре, создании эффективной системы управления Северным морским путем, схеме территориального планирования Арктической зоны, развитии авиации и целый ряд других. По итогам заседаний выработаны рекомендации, которые были направлены в комитеты Совета Федерации и органы государственной власти Российской Федерации.
В ноябре 2015 года на совместном заседании Совета по Арктике и Антарктике и членов Госкомиссии по вопросам развития Арктики было принято решение о необходимости разработки специального закона о развитии Арктической зоны Российской Федерации. «Совместными усилиями этот проект закона полностью подготовлен. В настоящее время он направлен на рассмотрение Правительства Российской Федерации», — сказал Вячеслав Штыров.
В транзитном отношении Северный морской путь будет интересен компаниям, которые хотят сократить свои расходы при транспортировке грузов через Индийский океан. Суэцкий и Панамский каналы ежегодно пропускают более 900 миллионов тонн грузов, в то время как Россия предлагает более экономичный, короткий и безопасный маршрут. Перевозки через него, как планируется, к 2030 году вырастут до 60 миллионов тонн. Сейчас он работает для обеспечения транзита с конца июля по ноябрь, а к 2050 году Северный морской путь сможет, предположительно, функционировать круглогодично. Все дело — в глобальном потеплении.
Русский дипломат Дмитрий Герасимов еще в 1525 году заявил о возможности практического использования Северного морского пути (тогда он назывался Северо-Восточный проход). Начиная с середины XVI века поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем прекратились больше чем на два столетия.
Северный морской путь «открывали» несколько раз. Многие острова, проливы и реки открывались, забывались и открывались вновь. К примеру, проход между Азией и Северной Америкой сначала был открыт Семёном Дежневым в 1648 году и «забыт», а позже, в 1728 году, вновь нанесён на карты Первой Камчатской экспедицией Витуса Беринга.
Разработкой такой экспедиции занимался М.В.Ломоносов, представив свои соображения в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764).
В 1878 году швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии — мыс Челюскин (первое достоверное плавание мимо него) и зазимовал у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 году норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 году русский исследователь Эдуард Толль.